МиГ
AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com
Авиационный топ. Числа - место в рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.
 

«МИГ АКС»
авиационно-космическая система

    Российская программа «Орел» предусматривает комплексные исследования для обоснования перспективных направлений развития многоразовых космических транспортных средств (МКТС) и создания необходимого научно-технического задела для их разработки. Работа ведется в соответствии с государственной космической программой Российской Федерации по заказу РКА (теперь - Российское авиационно-космическое агентство) с 1993 г. ракетно-космическими и авиационными предприятиями.МиГАКС
    Российские специалисты пришли к выводу, что на основе технологий дальней перспективы может создаваться двухступенчатая, полностью многоразовая авиационно-космическая система (МИГ АКС) горизонтального старта, состоящая из гиперзвукового самолета-разгонщика с комбинированной двигательной установкой и ракетной разгонно-орбитальной ступенью. Двухместный орбитальный аппарат при спуске может совершать аэродинамический маневр с боковым отклонением  до 2000 км с приземлением на ВПП длиной от 3500 м. Проект как-бы продолжает многоразовый вариант «Спирали».
    На МАКС '99 группой, объединяющей АНПК «МиГ» им. Микояна, ИВТАН и ЦАГИ, была представлена оригинальная концепция. Эта группа предлагает технику электромагнитной левитации для движения высокоскоростных железнодорожных экспрессов, а также для запуска и возвращения различных ЛА - от беспилотных аппаратов до космических кораблей типа МТКК «Спейс шаттл», не говоря уже о межконтинентальном гиперзвуковом самолете. Эти ЛА должны садиться и взлетать с «электромагнитной ВПП», позволяющей ускорить разгон при взлете и обеспечить торможение при посадке с помощью известного принципа взаимодействия движущегося тела с магнитным полем. Идея была уже испытана в лаборатории на алюминиевых макетах «электромагнитного беспилотного моноплана» массой от 2 до 10 кг, который разгоняли и тормозили с помощью методики «ЭТОЛ» на полосе длиной 5 м.Режимы работы силовой установки
    ВКС, представленный этой группой в Жуковском, базируется на той же методике, позволяющей создать многоразовый одноступенчатый аэрокосмический транспортный аппарат, не загрязняющий окружающую среду и предназначенный для наблюдений, исследований, а также для транспортировки грузов. Такой ЛА позволил бы повысить надежность запусков и снизить удельную стоимость выведения полезных нагрузок на низкие околоземные орбиты или их возвращения на Землю. По словам авторов этого проекта, АНПК «МиГ» им. Микояна и ИВТАН уже несколько лет ведут разработки и эксперименты в этой области и, в частности, на ВПП с электромагнитным разгоном, использующей линейные двигатели со сверхпроводящими магнитами. Судя по результатам этой работы, разгонная ВПП (заменяющая первую ступень ракеты-носителя) формируется из 40 компонентов мощностью 1010 Дж, которые позволят за 10-15 с осуществить взлет с полосы длиной 3-4 км носителя массой 200-700 т. При этом ускорение составит 2-30, а скорость достигнет 300-500 м/с. Не исключается возможность разгона до 100 м/с аппарата без шасси массой от 50 до 150 т. Та же методика электромагнитных запусков предложена и для многоцелевого беспилотного самолета (противолавинные и противоградовые меры, геологоразведка, наблюдение за экологией и состоянием лесов), а также для самолета для спасения на море массой от 15 до 40 т, который будет взлетать (и совершать посадку туда же) с палубы авианосца, имеющего электромагнитную ВПП длиной от 150 до 200 м.Рисунок МиГ АКС
    Российские и европейские проекты МКТС предполагают снижение удельной стоимости выведения полезного груза по сравнению с уровнем традиционных одноразовых РН в 5 - 7 раз при эксплуатации полностью многоразовых МКТС, повышение вероятности выполнения задач полета и безопасности экипажа не менее чем в 5 раз, максимальное сокращение, вплоть до полной ликвидации, зон отчуждения по трассам пусков, применение нетоксичных компонентов топлива, выведение КА на орбиты без сопутствующих фрагментов отработавших конструкций носителя, значительное снижение трудоемкости межполетного обслуживания и подготовки к пуску, повышение автономности управления полетом.

Описание
Разработчик РСК МиГ
Обозначение МИГ АКС
Тип двухступенчатая многоразовая авиационно-космическая система
Экипаж, чел. 1 ступень 2
2 ступень 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 74,5
Размах крыла, м 42
Высота, м 19
Стартовая масса, кг системы 420000
1 ступень 254000
2 ступень 166000
Максимальная выводимая нагрузка на орбиту i=51o, кг H=200 км 12300
H=400 км 7000
Возвращаемый полезный груз, кг 7000
Силовая установка
Двигатели 1 ступень турбо-прямоточные
2 ступень ЖРД
Летные данные
Скорость разделения 1 и 2 ступеней ускорителя, м/с (М=) (6)
Паралакс, км 620/5000
«Боковая» дальность полета 2 ступени, км 2000
Потребная длина ВПП, м более 3500

Схема МиГАКС
Рисунок МиГ АКС - вид сверхуРисунок МиГ АКС - вид спереди

Источники информации:

  1. Росавиакосмос-ЕКА / Авиасалоны мира, №4 2000 /
  2. Московский авиационно-космический салон / О.В.Барсуков, А.Г. Деканев, П.И.Качур, Л.Р.Милованова, Е.К.Никитин, Н.Н.Новичков, А.С.Скорев, А.Г.Соколов, Л.Б.Трубецкая; под ред. Н.Н.Новичкова, 1995 /
  3. MIGAKS / «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда /
  4. Космическая тематика / РЕСТАРТ + /

Доска объявлений