ОКБ им А.И.Микояна
- с 8 декабря 1939 - Опытно-конструкторский отдел (ОКО) завода №1 (Москва)
- с октября 1941 - Опытно-конструкторский отдел (ОКО) завода №1 (Куйбышев)
- с марта 1942 - опытный завод №155 (ОКБ-155)
- 1966 - ММЗ «Зенит»
- 1971- ММЗ «Зенит» им. А.И.Микояна
- 1978 - ММЗ им. А.И.Микояна
- с 90-х годов - АНПК «МиГ»
- с декабря 1999 - РСК «МИГ»
МИКОЯН Артём Иванович (5.08.1905 - 9.12.1970) – советский
авиаконструктор, академик АН СССР (1968; член-корр.1953), генерал-полковник инженерно-технической
службы (1967), дважды Герой Соц. Труда (1956, 1957). После службы в Красной Армии поступил (1931) в
Военно-воздушную академию РККА им. проф.Н.Е.Жуковского (ныне ВВИА). В академии Микоян с
группой однокурсников создал свою первую конструкцию – авиетку «Октябрёнок»(1936). По
окончании академии (1937) работал на авиационном заводе № 1 им. Авиахима в Москве сначала
военпредом (1937-38), затем начальником бюро по серийным истребителям в КБ Н.Н. Поликарпова (1938-39).
С 1939 начальник опытного конструкторского отдела этого завода. В 1940 под его руководством
(совместно с М.И.Гуревичем) были созданы истребитель МиГ-1 и его модификация МиГ-3. С 1940
главный конструктор завода №1. В 1940-41 МиГ-3 строился большой серией и участвовал в боевых
действиях в начальный период ВОВ. С 1942 Микоян – директор и главный конструктор вновь созданного
опытного завода. В 1941-45 под руководством Микояна создан ряд истребителей с высокими
лётно-техническими характеристиками: высотные истребители И-220...И-225, И-250 с комбинированной
силовой установкой и др.
Микоян – один из пионеров реактивной авиации в СССР. После войны Микоян разрабатывал
скоростные и сверхзвуковые фронтовые реактивные самолёты, многие из которых изготовлялись
большими сериями и длительное время находились на вооружении ВВС. Среди них МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17
(достигавший скорости звука), МиГ-19 (первый серийный отечественный сверхзвуковой
истребитель). Знаменитый МиГ-21 с треугольным крылом тонкого профиля и скоростью полёта, вдвое
превышающей скорость звука, стал одним из самых массовых истребителей мира. С 20 декабря 1956 Микоян
– генеральный конструктор. В 60-70-х гг. в филиале ОКБ в г.Дубна шли работы по созданию
аэрокосмической системы «Спираль» (50-50, МиГ-105). Последние самолёты, созданные под его руководством, - истребитель
МиГ-23 (первый в СССР с изменяемой в полёте стреловидностью всего крыла) и
истребитель-перехватчик МиГ-25 со скоростью полёта, в 3 раза превышающей скорость звука.
На самолётах, разработанных под руководством Микояна, установлено 55 мировых
рекордов. Микоян создал свою школу в самолётостроении, воспитал много высококвалифицированных конструкторов. Депутат
ВС СССР в 1950-70. Ленинская премия (1962), Государственные премии СССР (1941,1947,1948,1949,1952,1953).
Награждён 6 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Красного Знамени,
Отечественной войны 1-й степ., 2 орденами Красной Звезды, медалями. Бронзовый бюст и мемориальный
комплекс в с.Санаин в Армении. Именем Микояна назван Московский машиностроительный завод.
ГУРЕВИЧ Михаил Иосифович (1892/93 - 1976) - советский авиаконструктор, доктор технических наук (1964), Герой Соц. Труда (1957).
БЕЛЯКОВ Ростислав Аполосович (4.03.1919) - советский авиаконструктор, академик АН СССР, дважды Герой Соц. Труда.
КОРЖУЕВ Михаил Вадимович (04.02.1955) - Заслуженный машиностроитель России.
НИКИТИН Николай Федорович (01.01.1950) - заместитель генерального конструктора ОКБ «Сухой». Был главным конструктором Су-27М,
Су-35, Су-37МР и С-80. С 3 февраля 1999 - генеральный директор ФГУП «ВПК "МАПО», генеральный конструктор.
В 1999 намечается полностью завершить летные испытания и сертифицировать
МиГ-29СМТ, сертифицировать МиГ-АТ. В декабpе 1999 г. в Федеpальной службе воздушного тpанспоpта прошло заседание межведомственной комиссии по
обсуждению пpоекта 48-местного пассажирского и многоцелевого самолета МиГ-110 и пpогpаммы его
создания. Весной 2000 г. самолет 1.44 (МФИ) совершил первый полет, испытания продолжаются.
Распоряжением правительства РФ, которое подписал 8 декабря 1999 г. премьер-министр
Владимир Путин, ВПК «МАПО» переименован в Российскую самолетостроительную
корпорацию «МИГ». Генеральным директором новой корпорации назначен Николай Никитин.
Литература:
- Арлазоров М., А.Микоян, М., 1978.
- Беляков Р.А., МиГ, 1939-1989, English (MiG : fifty years of secret aircraft design / R.A. Belyakov and J. Marmain.),1994
- «Испытатели МиГов» / И.Б.Балаков, А.А.Симонов /