МАКС
многоразовая авиационно-космическая система

    Работы над проектом многоразовой авиационно-космической системы МАКС ведутся ОАО НПО «Молния» со времени завершения разработки ОК «Буран». В 1988 году большой кооперацией (около 70 предприятий авиационной и космической промышленности) разработан эскизный проект в 220 томах.
    Был широко использован огромный опыт работ по программе «Спираль», предопределивший и успешный старт «Бурана».
    В подтверждение проектных технических характеристик выполнен большой объем экспериментально-исследовательских работ по аэродинамике, газодинамике, прочности элементов конструкции и другим направлениям.
    Изготавливаются натурные макеты орбитального самолета и внешнего топливного бака. Проходит летные испытания первый экземпляр базового самолета Ан-225 "Мрия". Практически завершена разработка конструкторской документации по орбитальному самолету и топливному баку. Макет МАКС
    К настоящему времени на разработку МАКС израсходовано около 1,5 млрд. долларов в текущих ценах.
    В проекте участвует и Летно-исследовательский институт имени М. Громова. Заместитель начальника института заслуженный летчик-испытатель России Анатолий Квочур отметил, что «это будет уменьшенная в два раза по размерам и в три раза по полезной нагрузке по сравнению с «Бураном» система двойного назначения. Аппарат сможет выполнять не только военные задачи, но и позволит проводить инспекцию российских спутников».
    Этот уникальный, по оценке специалистов, проект отличается от аналогов российского «Бурана» и американского «Шаттла» своей мобильностью, что позволяет выводить аппарат на различные орбиты. Основные элементы системы МАКС выполнены в многоразовом исполнении, кроме внешнего топливного бака и блока выведения. Система базируется на обычных аэродромах 1 класса, дооборудованных необходимыми для МАКС средствами заправки компонентами топлива, наземного технического и посадочного комплекса и вписывается, в основном, в существующие средства наземного комплекса управления космическими системами.
    Согласно замыслу, небольшой крылатый корабль, оснащенный подвесным баком, запускается с самолета-разгонщика Ан-225 «Мрия», после чего с помощью собственных двигателей выходит на орбиту, совершает маневры и самостоятельно возвращается на Землю.
    МАКС предназначена для решения широкого круга задач в космосе, в том числе:

Пуск МАКСа МАКС обладает неоспоримыми преимуществами перед существующими ракетами-носителями:

    Суммируя все сказанное, можно утверждать (именно в этом едины специалисты), что за такой системой будущее на ближайшие 25-30 лет.
    На состоявшемся в ноябре 1994 года в Брюсселе Всемирном салоне изобретений, научных исследований и промышленных инноваций «Брюссель-Эврика-94» программа МАКС получила золотую медаль (с отличием) и специальный приз премьер-министра Бельгии.
    Масштабный макет МАКС в начале лета 1997 г. демонстрировался на смотре в Ле Бурже. Он был выставлен и на Международном авиационно-космическом салоне (МАКС-97) в г.Жуковском.
    «Мрия» не единственно возможный «носитель». В перспективе планировалось использовать сверхмощный двухфюзеляжный самолет «Геракл».
    По мнению специалистов ЦАГИ, в настоящее время МАКС является наиболее проработанной авиационно-космической системой. В 1998 г. на основании результатов работы одиннадцати рабочих групп специалистов в области аэродинамики, прочности, устойчивости и управляемости, теплозащиты, двигателей и оборудования ЦАГИ совместно с ЦНИИмаш подготовили положительное заключение о технической реализуемости проекта. Правда, отдельные специалисты отмечали высокую стоимость разработки системы МАКС (что могло привести к прекращению работ по другим отечественным программам), вследствие чего "в настоящее время (1998 г.) невозможно принять решение о переходе на стадию ОКР по созданию системы МАКС. Дальнейшее развитие проекта может быть оправдано лишь в случае обоснования роли и места этой системы в решении целевых задач". К 2007 г. такие задачи были наконец определены, а ЦАГИ повел обширные исследования различных проектов АКС на базе самолетов-носителей МиГ-31, Ту-160, Ту-22М, М-55, Ан-124, "Геракл".

Характеристики
  МАКС Вторая ступень Орбитальный самолет
Экипаж, чел.     2 / беспилот
Длина самолета, м     19,3
Размах крыла, м     13,3
Высота, м     8,6
Масса стартовая,т 620 275 27
Масса ПН, т (орбита) i=90°и H=400 км 5.8-(6.6)
i=51°и H=200 км 8,3(9,5)
Возможная доля выводимых от общего кол-ва ПН, % 71 (75)
Стоимость выведения 1кг ПН, $ 1000
Возможные сроки создания 1999-2002
Параллакс, км до 2000
Боковая дальность при спуске с орбиты, км до 2000
Наличие задела, % 85
Потребный объем финансирования, млрд.$ 1.8

MAKS-OS

maksk.gif (31571 bytes) Пасажирский и грузовой варианты МАКСа

Источники информации:

  1. МАКС / BURAN.RU /
  2. Проект «Спираль» / В.В.Лебедев, BURAN.RU /
  3. «Энциклопедия астронавтики» М.Уэйда
  4. Энциклопедия «Космонавтика». А.Б.Железняков

Рейтинг@Mail.ru Топ-100