ОКБ Мясищева

М-30
стратегический бомбардировщик с ЯСУ

Модель самолета "30" (проект  1959 г.)     Проектные исследования самолетов с атомной силовой установкой (АСУ), начатые в ОКБ-23 В.М.Мясищева в 1955-56 годах (проекты «60», «60М») получили развитие в 1959 году.
    Постановлением правительства от 19.06.1959 года ОКБ Мясищева поручается разработка нового высотного самолета М-30 с атомной силовой установкой «закрытого» типа. Самолет предназначался для нанесения ударов бомбами и управляемыми ракетами по особо важным малоразмерным целям на территории США и авианосным ударным соединениям на океанских просторах.
    Разработка двигателя для нового самолета была поручена ОКБ Н.Кузнецова. При проектировании конструкторы столкнулись с неприятным парадоксом — падением тяги атомного двигателя с понижением высоты. (Для обычных самолетов все было в точности наоборот — тяга падала с набором высоты.) Начались поиски оптимальной аэродинамической схемы. В конце концов остановились на схеме «утка» с крылом переменной стреловидности и пакетным расположением двигателей. Единый реактор по мощным замкнутым трубопроводам должен был доставлять жидкий теплоноситель (литий и натрий) к 6 воздушно-реактивным двигателям НК-5. Предусматривалось дополнительное использование углеводородного топлива на взлете, выходе на крейсерскую скорость и выполнении маневров в районе цели. К середине 60-го года предварительный проект М30 был готов. В связи с гораздо меньшим радиоактивным фоном от новой двигательной установки, существенно была облегчена защита экипажа, а кабина получила остекление из свинцового стекла и плексигласа общей толщиной 11 см. В качестве основного вооружения предусматривались две управляемые ракеты К-22. По планам подняться в воздух М-30 должен был не позже 1966 года.
    Работы по проекту продолжались до начала 1961 года даже после закрытия ОКБ-23.

Описание
Конструкция ОКБ В.М.Мясищева
Обозначение М-30 (проект 30)
Проект Май 1959 г.
Тип Стратегический бомбардировщик с ЯСУ
Экипаж, чел.
Геометрические и массовые характеристики
Взлетная масса, кг 169000-170000
Масса нагрузки, кг 25000
Силовая установка
Тип двигателей ТРДА НК-5

Схема М-30 (Рисунок В.Некрасова)Схема М-30-1 (Рисунок В.Некрасова)

Источники информации:

  1. «Тернистый путь в никуда. Записки авиаконструктора» / Л.Л.Селяков /
  2. Самолеты В.М.Мясищева / Н.В.Якубович, В.Н.Лавров, 1999 /
  3. Забытые проекты
  4. Рисунки самолетов ОКБ В.М.Мясищева / Компьютерные 2D рисунки самолетов /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100