Новатор

KC-172 (РВВ-Л)
УР «воздух-воздух» сверхбольшой дальности

КС-172 у Су-35     В ОКБ «Новатор» ведется разработка ракеты сверхбольшой дальности КС-172. В 1993 году был продемонстрирован макет ракеты, получившей на Западе обозначение AAM-L. Вероятно, КС-172 создается на базе одной из УР, разработанных ранее «Новатором».
    Это двухступенчатая ракета, способная развивать гиперзвуковую скорость. Первая ступень разгонная, после выработки топлива сбрасывается. После сброса первой ступени включается маршевый двигатель. Стартовый вес ракеты около 750 кг.
    Ракета оснащена комбинированной системой самонаведения. На маршевом участке наведение осуществляется инерциальной СН. На участке самонаведения используется активная радиолокационная ГСН. Предполагаемая дальность ракеты около 400 км. Высота перехватываемой цели от 3 метров до 30 километров. Ракета может быть эффективно использована против высотных разведывательных ЛА, самолетов ДРЛО и РЭП, летающих командных пунктов и стратегических бомбардировщиков. Для применения на максимальную дальность может потребоваться внешнее целеуказание.
    По данным П.Бутовского, было произведено несколько испытаний ракеты без установленной системы наведения. Испытания ракет, оснащенных только автопилотом и имеющих заложенную программу маневрирования, обычны для ранних этапов разработки ракет «воздух-воздух».
    Вариант этой ракеты предполагается предложить на экспорт для определенного круга заказчиков. Изделие «172», установленное на подкрыльевом пилоне модели истребителя Су-35, было показано на авиасалоне «Дубай-2003». Экспортный вариант УР под обозначением 172S1 будет иметь дальность действия 300 км, а исходный вариант, согласно требованиям российских ВВС, - 400 км.
    Макет 172С-1 отличается от представленного в 1993 г. внешним видом. Две ступени имеют оба макета, но в последнем макете ракеты КС-172С-1 увеличена длина ускорителя тандемной схемы, а диаметр его уменьшен. Длина ракеты без ускорителя снизилась, и, таким образом, общий размер остался прежним. На макете 1993 г. носовая часть ракеты была меньшего диаметра. В последнем варианте дизайна весь фюзеляж имеет один диаметр, а хвостовые рули кресто-образной формы имеют меньший размах и большую хорду.
    Макет авиационной ракеты класса «воздух-воздух» 172С-1 был представлен на авиасалоне МАКС 2007 вместе с истребителем Су-35. По информации ОКБ «Новатор», ракета обеспечивает поражение самолетов всех типов, дозвуковых и сверхзвуковых крылатых ракет, а также ракет класса «воздух-воздух» и ЗУР средней и большой дальности (в режиме обороны).

Описание
Разработчик СМКБ «Новатор»
Обозначение КС-172 172С-1
Обозначение NATO AAM-L
Разработка 1993 2003
Тип ГСН инерциальная + радиолокационная активная
Геометрические и массовые характеристики
Длина (со 2-й ступенью), м (7,4) 6
Размах крыла (оперения), м 0,75 (?)  
Диаметр, м 0,51 0,4
Стартовая масса, кг 750 700
Вес БЧ, кг ок. 50 50
Тип БЧ осколочно-фугасная
Взрыватель активный РЛ  
Силовая установка
Двигатель стартовый РДТТ-ускоритель (длина 1400 мм)
Летные данные
Дальность пуска, км до 400 300
Высота цели, м 3-30000
Максимальная перегрузка цели, g 12

Схема КС-172

КС-172 у Су-35

макет УР AAM под крылом Су-35макет УР AAM на МАКС 2007макет УР AAM на МАКС 2007

Источники информации:

  1. «История авиационного вооружения» / А.Б.Широкорад, 1999 /
  2. КС-172 (AAM-L) / Уголок неба /
  3. Полёт «Беркута» / В. Ильин «Авиация и Космонавтика» 1/98 /
  4. Missiles / Aviation Week /
  5. Новатор предлагает модифицированную ракету дальнего действия КС-172С-1 / П.Бутовски, Джейнс – Ракетная техника /

Помогали:

  1. M.Jerdev

Рейтинг@Mail.ru Топ-100