ОКБ Н.Н.Поликарпова
ОКБ Поликарпова (1924-29)
ЦКБ-39 (декабрь 1929-31)
ОКБ-84 (1936-37)
ОКБ-156 (с января 1938-39)
ОКБ-1 (май 1939-40)
ОКБ-51 (1940-44)
ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич(9.07.1892-30.07.1944) - Советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), Герой Социалистического Труда (1940).
Родился 9 июня (28 мая) 1892 г. в селе Георгиевском
Ливенского уезда Орловской губернии, в семье сельского священника. Закончив
Ливенское духовное училище, учится в Орловской семинарии, которую, однако, не
заканчивает: сдав экстерном экзамены за курс гимназии, он в 1911 г. поступает на
механическое отделение Петербургского политехнического института, а с 1914 года,
увлекшись авиацией, занимается на воздухоплавательных курсах при
кораблестроительном отделении института.
В 1916 г., после защиты дипломного проекта, Николай
Николаевич получает направление на авиационное отделение Русско-Балтийского
вагонного завода (РБВЗ), где до 1918 г. под руководством выдающегося русского
конструктора И.И.Сикорского работает заведующим производством. Участвует
в постройке самолёта «Илья Муромец» и проектировании истребителей РБВЗ.
После революции Сикорский эмигрирует, приглашая с собой и
Поликарпова. Но тот отказывается...
С 1918 работал на заводе «Дукс» (авиазавод №1), где до 1923 г. руководил техническим отделом.
Весной 1923 г. Поликарповым был создан первый советский истребитель И-1 (ИЛ-400),
ставший первым в мире истребителем - свободонесущим монопланом. В 1923 под руководством Поликарпова
создан и разведчик Р-1. В январе 1925 Н.Н.П. (после отъезда Д.П.Григоровича в Ленинград) добился
организации на ГАЗ 1 им. Авиахим опытного отдела и стал его начальником. В феврале 1926 г. Н.Н.Поликарпова назначили начальником отдела сухопутного самолетостроения (ООС) ЦКБ "Авиатреста".
В 1927 он создает истребитель И-3, в 1928 - разведчик Р-5 (получил широкую известность в связи со спасением экспедиции парохода
«Челюскин»), самолёт первоначального обучения У-2, получивший всемирную известность и переименованного в По-2 после смерти
конструктора). У-2 (По-2) строился до 1959 г. За это время выпущено более 40 тысяч
машин, на них было подготовлено более 100 тысяч летчиков. Во время Великой Отечественной Войны У-2 успешно применялись
в качестве разведчиков, ночных бомбардировщиков.
Поликарпов был необоснованно репрессирован. В октябре 1929 г. его арестовывают по стандартному обвинению - «участие в
контрреволюционной вредительской организации» - и без суда приговаривают к
высшей мере наказания. Более двух месяцев Поликарпов находился в ожидании расстрела.
В декабре того же года (без отмены или изменения приговора) его направляют в «Особое
конструкторское бюро» (ЦКБ-39 ОГПУ), организованное в Бутырской тюрьме, а затем
переведенное на Московский авиазавод N 39 им. В.Р.Менжинского. Здесь
совместно с Д.Григоровичем в 1930 он разработал истребитель И-5, который
находился на вооружении 9 лет. В 1931 г. коллегия ОГПУ приговорила Поликарпова к
десяти годам лагерей. Но после удачного показа Сталину, Ворошилову, Орджоникидзе
самолета И-5, пилотировавшегося Чкаловым и Анисимовым, было решено считать приговор в
отношении Поликарпова условным. В июле того же года Президиум ЦИК СССР принял решение
об амнистии группы лиц, в том числе Поликарпова. Только в 1956 г. - через 12 лет
после смерти конструктора - Военная коллегия Верховного Суда СССР отменила
прежнее решение Коллегии ОГПУ и прекратила дело в отношении Поликарпова.
В 30-х гг. им были созданы истребители И-15, И-16, И-153
«Чайка», составившие основу советской истребительной авиации в предвоенные годы.
21 ноября 1935 г. на И-15 летчик В.К.Коккинаки установил мировой рекорд высоты - 14575 км.
После ареста А.Н.Туполева
Н.Поликарпов был назначен Главным конструктором авиазавода № 156 (ЗОК ЦАГИ). В
начале января 1938 его КБ переехало сюда с завода №84. К концу 1938 г. был построен
истребитель И-180 - развитие И-16 с двигателем М-87. Но гибель на нем В.П.Чкалова
в первом же испытательном полете вновь ввергло Поликарпова в опалу. Были
арестованы его заместитель - ведущий конструктор Д.Томашевич, директор завода №
156 Усачев и др. Самого Поликарпова от ареста спасло только то, что он отказался
подписать акт готовности самолета к первому полету и ходатайство Байдукова. В
мае 1939 работы по И-180 были переданы на Государственный авиазавод № 1. Сюда же
перевели и КБ, а Поликарпов стал техническим директором и главный конструктором завода.
Параллельно со скоростным И-180 Поликарпов продолжил и линию маневренных бипланов - И-190
(1939), И-195 (проект 1940).
В 1939 г. Поликарпов выехал в командировку в Германию. В его отсутствие
директор завода Павел Воронин и главный инженер Петр Дементьев (будущий министр
авиационной промышленности) выделили из состава КБ часть подразделений и лучших
конструкторов (в том числе Михаила Гуревича) и организовали новый Опытный
конструкторский отдел, а по сути - новое КБ, под руководством Артема Микояна.
Заодно Микояну передали проект нового истребителя И-200 (будущий МиГ-1), который Поликарпов
направил в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) на утверждение перед
своей поездкой в Германию. Поликарпов в качестве утешения получил премию за
проектирование истребителя И-200 и... остался без многих опытных конструкторских кадров,
без собственных помещений и, тем более, без производственной базы. На первых порах его
приютил испытательный ангар ЦАГИ. Затем под Поликарпова в старом ангаре на окраине
Ходынки был создан новый государственный завод № 51, не имевший никакой собственной производственной базы и даже здания для
размещения КБ. На территории этого завода в настоящее время находится ОКБ и опытный завод им. П.Сухого.
В 1938-44 Поликарпов сконструировал ряд опытных военных самолётов: ТИС, ВИТ, СПБ, НБ и др. 11
января 1941 взлетел И-185 - первый отечественный истребитель по требованиям
1940 г. с двигателем воздушного охлаждения. В 1942 г. он прошел госиспытания и войсковые
испытания на Калининском фронте. По оценке НИИ ВВС самолет превосходил все
отечественные и немецкие серийные истребители. Недоведенность двигателя М-71,
катастрофа, в которой погиб летчик-испытатель В.А.Степанчонок,
и отсутствие завода не позволили запустить самолет в серию.
Вокруг Поликарпова складывалась нездоровая атмосфера.
Началась травля конструктора, работы тормозились, его обвиняли в консерватизме.
Так продолжалось до 1942 г., когда Сталин взял Поликарпова под свою защиту. Но в 1944 г. его
не стало (рак желудка).
Одной из последних его работ был проект ракетного истребителя «Малютка».
Всего Поликарповым было разработано свыше 80 самолётов различных типов. За период 1923-1940 гг. на заводе
№ 1, на территории которого сейчас размещается машиностроительный завод им. П.В. Воронина,
было построено 15951 самолетов (а с учетом модификаций опытных и построенных небольшими сериями - 16698 машин), в основном,
конструкции Поликарпова. Среди них - самолеты-разведчики Р-1 (1914 самолетов), Р-5
(4548), такие известные истребители, как И-3 (399 машин), И-5 (803), И-15 (674 машины; а всего - 3083), И-153 (3437),
И-16 (находился в серийном производстве с 1934 по 1941 гг.; всего
было построено 9450 машин), учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 (1639 машин). На самолётах Поликарпова
совершен ряд дальних перелетов.
Поликарпов одним из первых расчленил проектирование самолётов на специализированные части. Под руководством Поликарпова работали А.И.Микоян, М.К.Янгель, А.В.Потопалов, В.К.Таиров,
В.В.Никитин и др. специалисты, ставшие впоследствии видными конструкторами авиационной и ракетно-космической техники.
С 1943 Поликарпов - профессор МАИ. Депутат ВС СССР с 1937. Государственная премия СССР (1941, 1943). Награжден 2 орденами Ленина, орденом Красной Звезды. Памятники Поликарпову установлены в Москве, Орле, Ливнах. В селе Калинине Орловской области открыт музей Поликарпова. Его именем назван пик на Памире.
5 мая 2000 г., в преддверии Дня Победы, на территории «ОКБ Сухого» был
торжественно открыт мемориал, посвященный Николаю Николаевичу Поликарпову. На краю
небольшого парка, рядом с историческим ангаром, в память об этом замечательном
авиаконструкторе установлен его бюст и небольшая стела со скромным тружеником
войны, истребителем И-153.
После смерти Поликарпова в 1944 г. его КБ возглавил Владимир Челомей, который сконцентрировал усилия коллектива на разработке первых в СССР крылатых ракет с пульсирующими воздушно-реактивными двигателями (самолетов-снарядов).
Литература:
- «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
- ПЕРСПЕКТИВНЫЙ САМОЛЕТ ПОГУБИЛИ ИНТРИГИ / Александр Яворский, НВО № 20 (193), 9.06.2000 /