Радуга Д2
гиперзвуковая летающая лаборатория
Важнейшим направлением работ МКБ «Радуга» стало освоение гиперзвуковых скоростей.
Нерешенность проблемы создания ГПВРД и высокий технический риск
заставили прекратить широко разрекламированную американскую программу
NASP по созданию одноступенчатого ВКС Х-30, на которую с 1984-го по 1994 г. было израсходовано
1,5 млрд. долларов. В Западной Европе фактически приостановлены проекты ZANGER и
HOTOL. Для их продолжения нужны совместные усилия многих стран в области
аэродинамики больших скоростей и изучения работы прямоточных камер сгорания в
диапазоне М= 3-14. Одним из путей выхода из создавшихся затруднений «Радуге»,
представляется привлечение зарубежных партнеров к участию в программах двойного
назначения.
Совместно с немецкой фирмой OHBSystem (Orbital und Hydrotechnologie Bremen-System GmbH) на базе
авиационной крылатой ракеты Х-22 (в натовской классификации «Kitchen») создан демонстратор гиперзвуковой технологии «Радуга-Д2».
Вместе с учеными Германии были проведены достаточно интенсивные исследования по возможности выполнения экспериментов на
этой гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ).
Ракета стартовой массой 5,8 т оснащена ЖРД. В качестве носителя используется
самолет Ту-22М3, способный осуществлять пуск ГЛЛ в диапазоне скоростей,
соответствующих М=0,6-1,7 на высотах 8-14 км.
Резервы энергетики двигательной установки ракеты Х-22, теплопрочности
конструкции, возможности системы управления позволяют выполнять полет по
профилям траекторий, близким траекториям перспективных гиперзвуковых летательных
аппаратов, достигая скоростей, соответствующих числам 6-6,5 махов на высотах
25-35 километров, при длительности такого режима до 70 секунд. При
достижении максимальной скорости она фиксирует свое положение по скорости, курсу
и высоте. Именно на этом участке и должны проводиться основные исследования по аэротермодинамике, по вводу в действие
моделей прямоточных двигателей, изучение различных тепловых процессов в
двигателе и т.п. На ГЛЛ предусмотрен специальный отсек, где могут проводиться
исследования новых материалов и конструкций. На борту ГЛЛ «Радуга-Д2»
можно разместить до 700 (800) кг экспериментального и измерительного
оборудования как внутри отсеков корпуса, так и вне корпуса, в гиперзвуковом потоке. Не исключено и спасение ГЛЛ после
эксперимента, что очень важно для детального изучения полученных данных.
Проработана возможность повышения скорости ГЛЛ во время летного
эксперимента до 8-9 махов за счет увеличения емкости топливных баков. Имеется
возможность для расширения исследовательских границ такой ГЛЛ до скоростей,
соответствующих М=12-14, а также по высоте и длительности проведения
эксперимента за счет введения дополнительной разгонной ступени (также на базе Х-22).
Высокие летно-технические характеристики ГЛЛ «Радуга-Д2» в сочетании с относительно
невысокой стоимостью переоборудования ракеты Х-22 в ГЛЛ и проведения летного
эксперимента обеспечили ей несомненное преимущество перед альтернативными
вариантами, рассмотренными германской корпорацией DASA при проведении ею совместно
с российскими организациями исследований по определению облика перспективной ГЛЛ в
рамках национальной программы гиперзвуковых исследований.
Дальнейшие планы германских и ряда других европейских исследований гиперзвуковых
технологий связаны с выполнением летных экспериментов на ГЛЛ «Радуга-Д2» в рамках
общеевропейской программы FESTIP (Future European Apace
Transportation and Infrostructure Programme).
В соответствии с целями и задачами германских исследований разработаны 4
варианта комплектации ГЛЛ «Радуга-Д2» экспериментальным оборудованием.
Установка экспериментально-измерительного оборудования и наземная отработка его
совместно с системами ГЛЛ будут выполняться на производственной базе МКБ «Радуга»,
а летные эксперименты - на трассах существующих российских полигонов,
оборудованных станциями слежения и приема телеметрической информации.
На салоне МАКС-97 было представлено 2 варианта ГЛЛ «Радуга-Д2»,
первый на базе ракеты Х-22 (Вариант 1) и второй - специально созданный носитель для
отработки в летных экспериментах на скорости до М=7 перспективных гиперзвуковых
технологий (Вариант 2). Масса экспериментального оборудования на 2-ом
варианте ГЛЛ должна составить 300-500 кг.
Полученные в экспериментах результаты будут иметь очень большое значение для
будущего. Прежде всего они позволят приоткрывать завесу над некоторыми
неясными особенностями поведения летящего на гиперзвуковой скорости летательного
аппарата, работа в этой среде прямоточных двигателей позволит изучить вопросы
управляемости такого движения и в уже недалеком будущем приступить к
проектированию гиперзвуковых транспортных систем.
Самым реальным применением летательных аппаратов, созданных по такой
схеме, станет доставка полезных грузов на орбиту Земли и последующее возвращение
обратно. Причем осуществлять это можно будет с любого современного аэродрома.
Другим применением полученных знаний станет создание гиперзвуковых грузовых и
пассажирских самолетов, способных всего за 4-5 часов долететь в любую точку нашей
планеты.
Эксперименты с российской Х-22 должны были начаться в 1998 г.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | МКБ «Радуга» | |
Обозначение | Радуга Д2 | |
Тип | гиперзвуковая летающая лаборатория | |
Носитель | Ту-22М3 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 11,67 | |
Размах крыла, м | 3 | |
Масса, кг | 5800 | |
Топливо и окислитель, кг | 3045 | |
Силовая установка | ||
Двигатель | ГПВРД | |
Ускоритель | ЖРД | |
Летные данные | ||
Высота, км | пуска | 8-14 |
полета | 25-35 | |
Максимальная скорость полета, М= | 6,5 |
Источники информации:
- Все цвета Радуги / «Вестник воздушного флота» /
- Русская «Кухня» покорила немцев / Д.Литовкин, «Красная звезда». 1997 /
- Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /