МКБ "Радуга"

Радуга Д2
гиперзвуковая летающая лаборатория

    Важнейшим направлением работ МКБ «Радуга» стало освоение гиперзвуковых скоростей.
    Нерешенность проблемы создания ГПВРД и высокий технический риск заставили прекратить широко разрекламированную американскую программу NASP по созданию одноступенчатого ВКС Х-30, на которую с 1984-го по 1994 г. было израсходовано 1,5 млрд. долларов. В Западной Европе фактически приостановлены проекты ZANGER и HOTOL. Для их продолжения нужны совместные усилия многих стран в области аэродинамики больших скоростей и изучения работы прямоточных камер сгорания в диапазоне М= 3-14. Одним из путей выхода из создавшихся затруднений «Радуге», представляется привлечение зарубежных партнеров к участию в программах двойного назначения.
    Совместно с немецкой фирмой OHBSystem (Orbital und Hydrotechnologie Bremen-System GmbH) на базе авиационной крылатой ракеты Х-22 (в натовской классификации «Kitchen») создан демонстратор гиперзвуковой технологии «Радуга-Д2». Вместе с учеными Германии были проведены достаточно интенсивные исследования по возможности выполнения экспериментов на этой гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ). Ракета стартовой массой 5,8 т оснащена ЖРД. В качестве носителя используется самолет Ту-22М3, способный осуществлять пуск ГЛЛ в диапазоне скоростей, соответствующих М=0,6-1,7 на высотах 8-14 км. Сладкая парочка - Москит и Д2
    Резервы энергетики двигательной установки ракеты Х-22, теплопрочности конструкции, возможности системы управления позволяют выполнять полет по профилям траекторий, близким траекториям перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов, достигая скоростей, соответствующих числам 6-6,5 махов на высотах 25-35 километров, при длительности такого режима до 70 секунд. При достижении максимальной скорости она фиксирует свое положение по скорости, курсу и высоте. Именно на этом участке и должны проводиться основные исследования по аэротермодинамике, по вводу в действие моделей прямоточных двигателей, изучение различных тепловых процессов в двигателе и т.п. На ГЛЛ предусмотрен специальный отсек, где могут проводиться исследования новых материалов и конструкций. На борту ГЛЛ «Радуга-Д2» можно разместить до 700 (800) кг экспериментального и измерительного оборудования как внутри отсеков корпуса, так и вне корпуса, в гиперзвуковом потоке. Не исключено и спасение ГЛЛ после эксперимента, что очень важно для детального изучения полученных данных.
    Проработана возможность повышения скорости ГЛЛ во время летного эксперимента до 8-9 махов за счет увеличения емкости топливных баков. Имеется возможность для расширения исследовательских границ такой ГЛЛ до скоростей, соответствующих М=12-14, а также по высоте и длительности проведения эксперимента за счет введения дополнительной разгонной ступени (также на базе Х-22).
    Высокие летно-технические характеристики ГЛЛ «Радуга-Д2» в сочетании с относительно невысокой стоимостью переоборудования ракеты Х-22 в ГЛЛ и проведения летного эксперимента обеспечили ей несомненное преимущество перед альтернативными вариантами, рассмотренными германской корпорацией DASA при проведении ею совместно с российскими организациями исследований по определению облика перспективной ГЛЛ в рамках национальной программы гиперзвуковых исследований.
    Дальнейшие планы германских и ряда других европейских исследований гиперзвуковых технологий связаны с выполнением летных экспериментов на ГЛЛ «Радуга-Д2» в рамках общеевропейской программы FESTIP (Future European Apace Transportation and Infrostructure Programme).Схема 2-го варианта ГЛЛ "Радуга-Д2"
    В соответствии с целями и задачами германских исследований разработаны 4 варианта комплектации ГЛЛ «Радуга-Д2» экспериментальным оборудованием. Установка экспериментально-измерительного оборудования и наземная отработка его совместно с системами ГЛЛ будут выполняться на производственной базе МКБ «Радуга», а летные эксперименты - на трассах существующих российских полигонов, оборудованных станциями слежения и приема телеметрической информации.
    На салоне МАКС-97 было представлено 2 варианта ГЛЛ «Радуга-Д2», первый на базе ракеты Х-22 (Вариант 1) и второй - специально созданный носитель для отработки в летных экспериментах на скорости до М=7 перспективных гиперзвуковых технологий (Вариант 2). Масса экспериментального оборудования на 2-ом варианте ГЛЛ должна составить 300-500 кг.
    Полученные в экспериментах результаты будут иметь очень большое значение для будущего. Прежде всего они позволят приоткрывать завесу над некоторыми неясными особенностями поведения летящего на гиперзвуковой скорости летательного аппарата, работа в этой среде прямоточных двигателей позволит изучить вопросы управляемости такого движения и в уже недалеком будущем приступить к проектированию гиперзвуковых транспортных систем.
    Самым реальным применением летательных аппаратов, созданных по такой схеме, станет доставка полезных грузов на орбиту Земли и последующее возвращение обратно. Причем осуществлять это можно будет с любого современного аэродрома. Другим применением полученных знаний станет создание гиперзвуковых грузовых и пассажирских самолетов, способных всего за 4-5 часов долететь в любую точку нашей планеты.
    Эксперименты с российской Х-22 должны были начаться в 1998 г.

Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение Радуга Д2
Тип гиперзвуковая летающая лаборатория
Носитель Ту-22М3
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 11,67
Размах крыла, м 3
Масса, кг 5800
Топливо и окислитель, кг 3045
Силовая установка
Двигатель ГПВРД
Ускоритель ЖРД
Летные данные
Высота, км пуска 8-14
полета 25-35
Максимальная скорость полета, М= 6,5

Радуга Д2

Источники информации:

  1. Все цвета Радуги / «Вестник воздушного флота» /
  2. Русская «Кухня» покорила немцев / Д. Литовкин, «Красная звезда». 1997 /
  3. Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /