МКБ "Радуга"

Х-101
стратегическая крылатая ракета

Ту-95МС с макетами Х-101     В конце 80-х годов начались работы над сверхзвуковой КР воздушного базирования (КРВБ) Х-90, однако после нескольких испытательных пусков программа была приостановлена. Вместо нее МКБ «Радуга» на рубеже 90-х гг. начало создание новых стратегических крылатых ракет для замены недавно принятых на вооружение Дальней Авиации Х-55. Они предназначались для поражения особо важных защищенных ПВО и высокоживучих целей ядерными или обычными БЧ.
Новая крылатая ракета получила обозначение Х-101 в обычном и Х-102 в ядерном вариантах. Ту-95МС с макетами Х-101
Накопив опыт создания автокорреляционных систем самонаведения, работавших по рельефу местности и цифровым изображениям «опорных районов навигации» и самой цели, было решено установить обе эти системы, разделив их зоны ответственности – на маршруте основной была первая, вторая подстраховывала, у цели наоборот. Система экстремальной навигации по рельефу была развитием примененной на Х-55, а оптическую унифицировали с удачной ТВ ГСН «Крым» корректируемой авиабомбы КАБ-500Кр, которая «запоминала» не образ объекта атаки, а его положение в кадре. Она попадала в заданную точку на цели с отклонением до 10 м, даже если ¾ кадра закрывал дым или туман. Для повышения дальности пришлось увеличить запас топлива и удлинить для этого корпус, а также сделать его несущим, изменив обводы. Увеличение удлинения корпуса и крыла, которое получило стреловидность, дало свою прибавку скорости и дальности. Наконец, на новую ракету поставили усовершенствованный двухконтурный турбореактивный двигатель РД95ТМ-300. Его установка, а также конструкция складывающегося оперения были подобны ракете Х-55, а вот узел складывания крыла переделали. Теперь оно не убиралось внутрь корпуса, а складывалось поворотом консолей под него.
Изменение формы планера, расширение применения композитов и специальных покрытий позволило существенно уменьшить эффективную площадь рассеивания и еще более затруднить обнаружение ракеты локатором, особенно, на предельно малых высотах – такой режим атаки цели остался основным.
Х-101 имеет изменяемый профиль полета (высоты от 30-70 м до 6000 м). Ракета оснащена автономной корреляционной системой «Спрут» с оптико-электронной системой коррекции траектории полёта, интегрированным приемником системы ГЛОНАСС, а также телевизионной системой наведения на конечном участке полета. Это обеспечивает точность попадания в цель 12-20 м.
После распада СССР и обвала оборонзаказа работы по новым крылатым ракетам в России были прерваны, однако уже в 1995 г. проектирование АКР Х-101/102 было возобновлено и несмотря на все трудности того периода в октябре 1999 г. состоялся первый пуск опытного изделия с борта специально переоборудованного самолета Ту-95МС борт 317.
Длина новой ракеты была 7,45 м, а его отсек вооружения был рассчитан на Х-55, габарит которой был 5,88 м. Потому пришлось вернуться к внешней подвеске – под крыло смонтировали четыре балочных держателя на две ракеты каждый. Испытания показали рост аэродинамического сопротивления, но с учетом почти двойного увеличения дальности полета ракеты боевой радиус системы вырос, к тому же модернизированный Ту-95МСМ теперь нес их восемь против шести в прежнем варианте. Возможность использования всех вариантов АКР Х-55 была сохранена.
Отсеки вооружения Ту-160 позволяли такие ракеты размещать без переделок, и на модернизированных Ту-160М появилась лишь возможность установки новых многопозиционных катапультных устройств и новое программное обеспечение системы управления вооружением.
Хотя испытания новых ракет и их носителей шли не просто, были проблемы с кадрами и средствами на проект на предприятиях-участниках, уже в начале 2000-х гг. опытные самолеты с ракетами Х-101 впервые были привлечены к войсковым учениям частей Дальней Авиации России. К началу 2010-х гг. началась подготовка серийного производства ракет в обеих модификациях на серийном заводе в г.Дубна и пошла доработка носителей на ремзаводах МО РФ, а в 2013 г. комплекс был принят на вооружение, и началась его строевая эксплуатация. Пуск Х-101 с Ту-160
Появление у России новых стратегических крылатых ракет Х-101/102 и их носителей Ту-95МСМ и Ту-160М окончательно лишило ВВС США превосходства в этой области – из-за низких ТТХ и обилия дефектов американцам пришлось снять с вооружения ракеты аналогичного класса AGM-129A и продолжить эксплуатацию устаревших AGM-86 ALCM выпуска 80-х гг. прошлого века, нет у них и самолета, сравнимого с Ту-160.
Между тем, высокие боевые качества, точность и эффективность ракет Х-101 с неядерными БЧ подтвердили боевые действия в Сирии. По просьбе правительства этой страны в рамках оказания помощи в борьбе с террористическими группировками 17 октября 2015 г. первый удар такими ракетами нанесли самолеты Ту-160М ВКС РФ, а с 5 июля 2017 г. к их боевому применению подключились и турбовинтовые Ту-95МСМ.
Мощность БЧ ядерного варианта ракеты - Х-102 - до 250 кт, масса - 400 кг.

Х-101 Пуск Х-101 с Ту-160
Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение Х-101
Обозначение NATO AS-?
Год 1999
Тип ГСН автокорреляционная по рельефу и оптическая
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 7,45
Диаметр, м 0,742
Размах крыла, м 3
ЭПР, м2 0,01
Стартовый вес, кг 2200-2400
Масса топлива, кг 1250
Тип боеголовки обычная
Масса БЧ, кг 400
Силовая установка
Двигатель ДТРД РД-95ТМ-300
Тяга двигателя, кг 450
Летные данные
Скорость, м/с крейсерская 190-200
максимальная 250-270
КВО, м 12-20
Дальность пуска, км 3000-5500
Х-101

Источники информации:

Рейтинг@Mail.ru Топ-100