Х-101
стратегическая крылатая ракета
В конце 80-х годов начались работы над сверхзвуковой КР воздушного базирования (КРВБ) Х-90, однако после
нескольких испытательных пусков программа была приостановлена. Вместо нее МКБ «Радуга» на рубеже 90-х гг. начало создание новых стратегических крылатых ракет для замены недавно принятых на вооружение Дальней Авиации Х-55.
Они предназначались для поражения особо важных защищенных ПВО и высокоживучих целей ядерными или обычными БЧ.
Новая крылатая ракета получила обозначение Х-101 в обычном и Х-102 в ядерном вариантах.
Накопив опыт создания автокорреляционных систем самонаведения, работавших по рельефу местности и цифровым изображениям «опорных районов навигации» и самой цели, было решено установить обе эти системы, разделив их зоны ответственности – на маршруте основной была первая, вторая подстраховывала, у цели наоборот. Система экстремальной навигации по рельефу была развитием примененной на Х-55, а оптическую унифицировали с удачной ТВ ГСН «Крым» корректируемой авиабомбы КАБ-500Кр, которая «запоминала» не образ объекта атаки, а его положение в кадре. Она попадала в заданную точку на цели с отклонением до 10 м, даже если ¾ кадра закрывал дым или туман. Для повышения дальности пришлось увеличить запас топлива и удлинить для этого корпус, а также сделать его несущим, изменив обводы. Увеличение удлинения корпуса и крыла, которое получило стреловидность, дало свою прибавку скорости и дальности. Наконец, на новую ракету поставили усовершенствованный двухконтурный турбореактивный двигатель РД95ТМ-300. Его установка, а также конструкция складывающегося оперения были подобны ракете Х-55, а вот узел складывания крыла переделали. Теперь оно не убиралось внутрь корпуса, а складывалось поворотом консолей под него.
Изменение формы планера, расширение применения композитов и специальных покрытий позволило существенно уменьшить эффективную площадь рассеивания и еще более затруднить обнаружение ракеты локатором, особенно, на предельно малых высотах – такой режим атаки цели остался основным.
Х-101 имеет изменяемый профиль полета (высоты от 30-70 м до 6000 м). Ракета оснащена автономной корреляционной системой «Спрут» с оптико-электронной системой коррекции траектории полёта, интегрированным приемником системы ГЛОНАСС,
а также телевизионной системой наведения на конечном участке
полета. Это обеспечивает точность попадания в цель 12-20 м.
После распада СССР и обвала оборонзаказа работы по новым крылатым ракетам в России были прерваны, однако уже в 1995 г. проектирование АКР Х-101/102 было возобновлено и несмотря на все трудности того периода в октябре 1999 г. состоялся первый пуск опытного изделия с борта специально переоборудованного самолета Ту-95МС борт 317.
Длина новой ракеты была 7,45 м, а его отсек вооружения был рассчитан на Х-55, габарит которой был 5,88 м. Потому пришлось вернуться к внешней подвеске – под крыло смонтировали четыре балочных держателя на две ракеты каждый. Испытания показали рост аэродинамического сопротивления, но с учетом почти двойного увеличения дальности полета ракеты боевой радиус системы вырос, к тому же модернизированный Ту-95МСМ теперь нес их восемь против шести в прежнем варианте. Возможность использования всех вариантов АКР Х-55 была сохранена.
Отсеки вооружения Ту-160 позволяли такие ракеты размещать без переделок, и на модернизированных Ту-160М появилась лишь возможность установки новых многопозиционных катапультных устройств и новое программное обеспечение системы управления вооружением.
Хотя испытания новых ракет и их носителей шли не просто, были проблемы с кадрами и средствами на проект на предприятиях-участниках, уже в начале 2000-х гг. опытные самолеты с ракетами Х-101 впервые были привлечены к войсковым учениям частей Дальней Авиации России. К началу 2010-х гг. началась подготовка серийного производства ракет в обеих модификациях на серийном заводе в г.Дубна и пошла доработка носителей на ремзаводах МО РФ, а в 2013 г. комплекс был принят на вооружение, и началась его строевая эксплуатация.
Появление у России новых стратегических крылатых ракет Х-101/102 и их носителей Ту-95МСМ и Ту-160М окончательно лишило ВВС США превосходства в этой области – из-за низких ТТХ и обилия дефектов американцам пришлось снять с вооружения ракеты аналогичного класса AGM-129A и продолжить эксплуатацию устаревших AGM-86 ALCM выпуска 80-х гг. прошлого века, нет у них и самолета, сравнимого с Ту-160.
Между тем, высокие боевые качества, точность и эффективность ракет Х-101 с неядерными БЧ подтвердили боевые действия в Сирии. По просьбе правительства этой страны в рамках оказания помощи в борьбе с террористическими группировками 17 октября 2015 г. первый удар такими ракетами нанесли самолеты Ту-160М ВКС РФ, а с 5 июля 2017 г. к их боевому применению подключились и турбовинтовые Ту-95МСМ.
Мощность БЧ ядерного варианта ракеты - Х-102 - до 250 кт, масса - 400 кг.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | МКБ «Радуга» | |
Обозначение | Х-101 | |
Обозначение NATO | AS-? | |
Год | 1999 | |
Тип ГСН | автокорреляционная по рельефу и оптическая | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина, м | 7,45 | |
Диаметр, м | 0,742 | |
Размах крыла, м | 3 | |
ЭПР, м2 | 0,01 | |
Стартовый вес, кг | 2200-2400 | |
Масса топлива, кг | 1250 | |
Тип боеголовки | обычная | |
Масса БЧ, кг | 400 | |
Силовая установка | ||
Двигатель | ДТРД РД-95ТМ-300 | |
Тяга двигателя, кг | 450 | |
Летные данные | ||
Скорость, м/с | крейсерская | 190-200 |
максимальная | 250-270 | |
КВО, м | 12-20 | |
Дальность пуска, км | 3000-5500 |
Источники информации:
- Эволюция российских стратегических наступательных вооружений
- Стратегические станут многоцелевыми
- «Combat Aircraft» (Vol. 8 No. 5)
- Jane's Defence
- Крылатые ракеты Х-101 и Х-102 / naukatehnika.com /