МКБ "Радуга"

Х-15 (AS-16 «Kickback»)
аэробаллистическая ракета

    Система управления автономная инерциальная.Некоторые варианты ракет оснащены ГСН: ПКР - активная РЛ ГСН миллиметрового диапазона; ПРЛС - пассивная РЛ ГСН.
    Двигатель - двухсекционный двухразового включения РДТТ "160" / 9А2001 разработки Моторостроительного Проектного Бюро (с 1986 г. ОКБ "Союз"). Двигатель включал в себя две секции - стартовую и маршевую, разделенные перегородками и оснащенные каждая своей системой зажигания. Топливо - смесевое, с отливкой непосредственно в корпус двигателя с профилированным внутренним каналом звездообразного сечения. На стратосферном участке траектории ракета управлялась двигательной установкой реактивной стабилизациии (ДУРС) "161" / "160.10" / 9Ж2001, сопла которой были установлены параллельно аэродинамическим рулям и качались вместе с ними. ДУРС представлял из себя своего рода треугольник, образованный тремя газовыми колонками, соединёнными коллектором. Снизу к колонкам присоединялись газогенераторы, также соединённые треугольником с помощью специальных кронштейнов. Газогенераторы запускались с помощью пиросвечей ПС-410, заимствованных с макеевских ракет. Сопла крепились по три в ряд параллельно плоскости аэродинамических рулей на трубках-газоводах, свёрнутых в спиральную пружину и припаянных к колонкам. Сопла наворачивались на резьбовые втулки, которые крепились на общей колодке, в которую впаивались трубки
    Планер бескрылой конструкции с управляемым консольным поворотным оперением. Грузовой и приборный отсеки цельносварной конструкции из материалов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть - из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию.
    Рули полностью поворотные, изготовлены из материала ОТ-4 с наружным теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов - из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных характеристик при радиолокационном облучении.Компоновка Х-15С
    При освоении производства этого вида ракеты на ДМЗ (Дубненском машиностроительном заводе) в 1978 году был внедрен новый технологический процесс по изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.
    Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой - из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый слой требовал своей термической обработки.
    Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в жесткой прессформе.
    Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП - крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам (5(С. Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.
    В процессе отработки технологии изготовления обтекателей, отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ «Радуга» С.Н.Озеров, Б.И.Маков, А.А.Осоченко, В.С.Солдатенков, М.А.Харченко, С.А.Куманькова.
    Очень важная работа была проведена с институтом им. Патона по разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ). Но, к большому сожалению, эту работу закончить не удалось ввиду конверсии.

Описание
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение Х-15 Х-15С Х-15П
Кодовое наименование НАТО AS-16 «Kickback»
Тип аэробаллистическая ракета малой дальности противокорабельная ракета противорадиолокационная ракета
Тип ГСН инерциальная активная радиолокационная пассивная радиолокационная
Принятие на вооружение 1980 нет 1988
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 4,78
Диаметр фюзеляжа, м 0,455
Размах оперения, м 0,92
Стартовый вес, кг 1200
Масса БЧ, кг 150-250 150 150
Тип боеголовки ядерная (до 350 кт) кумулятивно-фугасная осколочно-фугасная
Силовая установка
Двигатель РДТТ «160» / 9А2001
Летные данные
Дальность пуска, км 150-300 60-150 150
Скорость полета, м/с (М=) 1500 (5)

Компоновка и боковая проекция ракеты Х-15

Источники информации:

  1. Основные образцы и модификации самолетов и ракет, освоенные производством ДМЗ с 1951 г. по 1996 г. / Г.А.Савельев, «От гидросамолетов до суперсовременных ракет» /
  2. История авиационного вооружения / А.Б.Широкорад, Минск, 1999 /
  3. Russian Air-to-Surface Missile AS-16 (Kickback) / Watson's Military Page /
  4. Авиация и космонавтика № 8.1999
  5. Missiles / aviation.ru /
  6. «Гордость России» Авиационная фотоколлекция. / Лана-пресс. CD-ROM, 1997 /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100