
Х-15 (AS-16 «Kickback»)
аэробаллистическая ракета
Система управления автономная инерциальная.Некоторые варианты ракет оснащены ГСН:
ПКР - активная РЛ ГСН миллиметрового диапазона; ПРЛС - пассивная РЛ ГСН.
Двигатель - двухсекционный двухразового включения РДТТ "160" / 9А2001 разработки Моторостроительного Проектного Бюро (с 1986 г. ОКБ "Союз").
Двигатель включал в себя две секции - стартовую и маршевую, разделенные перегородками и оснащенные каждая своей системой зажигания. Топливо - смесевое, с отливкой непосредственно в корпус двигателя с профилированным внутренним каналом звездообразного сечения.
На стратосферном участке траектории ракета управлялась двигательной установкой реактивной стабилизациии (ДУРС) "161" / "160.10" / 9Ж2001, сопла которой были установлены параллельно аэродинамическим рулям и качались вместе с ними.
ДУРС представлял из себя своего рода треугольник, образованный тремя газовыми колонками, соединёнными коллектором. Снизу к колонкам присоединялись газогенераторы, также соединённые треугольником с помощью специальных кронштейнов. Газогенераторы запускались с помощью пиросвечей ПС-410, заимствованных с макеевских ракет. Сопла крепились по три в ряд параллельно плоскости аэродинамических рулей на трубках-газоводах, свёрнутых в спиральную пружину и припаянных к колонкам. Сопла наворачивались на резьбовые втулки, которые крепились на общей колодке, в которую впаивались трубки
Планер бескрылой конструкции с управляемым консольным поворотным оперением. Грузовой и приборный отсеки
цельносварной конструкции из материалов ОТ4-1 и ВТ-5. Хвостовая часть - из ОТ4-I и ВТ-5. Отсеки
фюзеляжа имеют наружную теплозащиту ТЗМКТ и внутреннюю теплоизоляцию.
Рули полностью поворотные, изготовлены из материала ОТ-4 с наружным
теплозащитным покрытием. Носки рулей изготовлены из жаропрочного вольфрамо-молибденового
сплава ВМ-1. Окантовки отсеков и гаргротов - из жаропрочной стали ВЖ-100. Обтекатель
оживальной формы с теплоизоляцией (ТКЧ-6), облицован тканью АТОМ-2. Поверхность
планера ракеты имеет металлизированное покрытие для улучшения отражательных
характеристик при радиолокационном облучении.
При освоении производства этого вида ракеты на ДМЗ (Дубненском
машиностроительном заводе) в 1978 году был внедрен новый технологический процесс по
изготовлению обтекателей двухслойной конструкции в жестких прессформах методом
пропитки под давлением с одновременной запрессовкой на клее ВК-20 двух
металлических рам. Кроме того, был внедрен технологический процесс нанесения
теплозащитного материала МКТ непосредственно на металлические отсеки в
жестких прессформах методом пропитки под давлением, а также процесс нанесения
теплозащитного материала на рули методом автоклавного вакуумного формования.
Отрабатывался и технологический процесс по изготовлению
обтекателя трехслойной конструкции на связующем материале К-9-70. Сначала
формовался слой из ткани ТС-8/3-КТО, второй слой - из Т-11-Р и третий из ТС-8/3-КТО. Каждый
слой требовал своей термической обработки.
Большие трудности были при обработке технологии теплозащиты
гаргротов изделия. Суть в том, что после нанесения теплозащитного слоя была
необходима его термическая обработка, в процессе которой нарушались
геометрические размеры деталей из стеклопластика. Тогда было принято решение
об изготовлении металлических деталей не по конструкторскому чертежу, а по
технологическому с упреждением размеров на величину деформации при прессовании в
жесткой прессформе.
Возникла необходимость изготовления и крупногабаритных стальных
деталей, требующих очень жестких условий термической обработки. Оборудования
подходящего не было. Была разработана и построена первая печь ПАП -
крупногабаритная, высокотемпературная печь с перепадом температур по зонам (5(С.
Это позволило качественно проводить термообработку деталей (без остаточной
деформации), а иногда в жестких приспособлениях (термокалибровка). Таким
методом обрабатывались обечайки из сплава ВТ-20.
В процессе отработки технологии изготовления обтекателей,
отсеков планера ракеты, гаргротов, нанесения наружного теплозащитного
покрытия этих агрегатов и в испытаниях активное участие принимали специалисты МКБ «Радуга»
С.Н.Озеров, Б.И.Маков, А.А.Осоченко, В.С.Солдатенков, М.А.Харченко, С.А.Куманькова.
Очень важная работа была проведена с институтом им. Патона по
разработке и оснащению производства стальными отливками конусов методом
центробежного электрошлакового литья (ЦЭШЛ).
Но, к большому сожалению, эту работу закончить не удалось ввиду конверсии.
Описание | |||
---|---|---|---|
Разработчик | МКБ «Радуга» | ||
Обозначение | Х-15 | Х-15С | Х-15П |
Кодовое наименование НАТО | AS-16 «Kickback» | ||
Тип | аэробаллистическая ракета малой дальности | противокорабельная ракета | противорадиолокационная ракета |
Тип ГСН | инерциальная | активная радиолокационная | пассивная радиолокационная |
Принятие на вооружение | 1980 | нет | 1988 |
Геометрические и массовые характеристики | |||
Длина, м | 4,78 | ||
Диаметр фюзеляжа, м | 0,455 | ||
Размах оперения, м | 0,92 | ||
Стартовый вес, кг | 1200 | ||
Масса БЧ, кг | 150-250 | 150 | 150 |
Тип боеголовки | ядерная (до 350 кт) | кумулятивно-фугасная | осколочно-фугасная |
Силовая установка | |||
Двигатель | РДТТ «160» / 9А2001 | ||
Летные данные | |||
Дальность пуска, км | 150-300 | 60-150 | 150 |
Скорость полета, м/с (М=) | 1500 (5) |
Источники информации:
- Основные образцы и модификации самолетов и ракет, освоенные производством ДМЗ с 1951 г. по 1996 г. / Г.А.Савельев, «От гидросамолетов до суперсовременных ракет» /
- История авиационного вооружения / А.Б.Широкорад, Минск, 1999 /
- Russian Air-to-Surface Missile AS-16 (Kickback) / Watson's Military Page /
- Авиация и космонавтика № 8.1999
- Missiles / aviation.ru /
- «Гордость России» Авиационная фотоколлекция. / Лана-пресс. CD-ROM, 1997 /