МКБ «Радуга»
г. Дубна Московской обл., ул. Жуковского, д.2А
- октябрь 1946 - ОКБ-2
- 12 октября 1951 - филиал ОКБ-155-1
- 06.1965 - машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»
- 19.06.1972 - Дубненское производственно-конструкторское объединение «Радуга»
- 07.09.1978 - Дубненское производственное объединение «Радуга»
- 12.05.1982 - Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга»
БЕРЕЗНЯК Александр Яковлевич (29.12.1912 - 1974) –
Советский авиаконструктор, лауреат Ленинской (1961 г.) и Государственной (1970 г.) премий. За успехи в
создании образцов новой техники награжден орденами Ленина, Октябрьской
революции, Трудового Красного Знамени и пятью медалями СССР. В 1968 году получил
ученую степень доктора технических наук, заслуженный деятель науки и техники
РСФСР (1973), имел шесть авторских свидетельств.
С 1931 года работал в авиационной промышленности. После окончания МАИ
в 1938 г. работал в ОКБ В.Ф. Болховитинова. Весной 1941 Березняк, работавший
начальником бригады механизмов, совместно с А.М.Исаевым начинают разработку
эскизного проекта истребителя с ЖРД конструкции Душкина. После одобрения
проекта первый советский ракетный истребитель БИ-1 был построен в кратчайшие
сроки. Осенью 1941 Б.Н.Кудрин произвел на нем 15 полетов без двигателя. Испытания были
продолжены после эвакуации на Урал. 15 мая 1942 г. капитан Г.Я.Бахчиванджи выполнил первый
полет на БИ-1 с установленным ЖРД. Была достигнута максимальная скорость ок. 800 км/ч.
Но 27 марта 1943 г. погиб Бахчиванджи, т.к. самолет на большой скорости был затянут в
пикирование. В серии БИ не выпускался, т.к. продолжительность полета была слишком мала,
а обслуживание и полеты самолета с азотной кислотой в качестве окислителя было весьма
опасным.
С 1946 г. Березняк - заместитель главного конструктора ОКБ-2 Г.Рессинга.
На заводе №1 (ранее - № 458 ) в п.Иваньково (ныне - г.Дубна) ведется разработка, изготовление и
испытания экспериментального самолета 346 с
двухкамерным ЖРД с целью достижения околозвуковых скоростей.
В 1948-49 у А.Я.Березняка был проект истребителя-перехватчика («468» ?) с трехкамерным
ЖРД с тягой в 10 т плюс двигатель АМ-5 с тягой в 2 т для возвращения на аэродром и посадки.
Ожидалась скорость, соответствующая М=1,8.
Время набора высоты 20 км - 20 мин и дальность - 750 км. Проект не был осуществлен.
Постановлением Совета Министров от 01.09.1951 года заводу № 1 устанавливается задание по освоению серийного производства ракеты КС
(разработчик ОКБ-155, главный конструктор А.И.Микоян) и выполнению работ по
опытной тематике.
12 октября 1951 года на основании приказа министра авиационной промышленности за № 1010 на заводе
№ 1 организуется филиал ОКБ-155 для работ по теме «Б» - создание крылатых ракет. Начальником этого филиала и
заместителем главного конструктора назначается А.Я. Березняк.
2 июня 1953 года завод № 1 в очередной раз был переименован в завод № 256 (п/я 6).
С марта 1957 года А.Я.Березняк - главный конструктор. Работы по тематике
«Б» велись до середины 60-х годов, затем в 1966 г. филиал ОКБ-155-1 был преобразован в самостоятельную организацию
- Машиностроительное КБ «Радуга».За это время под руководством М.И.Гуревича и Березняка созданы такие крылатые ракеты как КС,
КСР-5, К-10, Х-20, Х-22 и ряд других. Для обеспечения опытной отработки систем многих крылатых ракет в ОКБ-155 и на заводе №256 были построены их пилотируемые аналоги:
МиГ-9Л (ФК), К, СДК-7, СМ-20, СМК и другие.
В 60-х годах для сверхзвуковых бомбардировщиков Т-4, Т-4М
и Т-4МС была разработана гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета Х-45.
С 1970 в МКБ велись работы по постройке аналогов орбитального самолета ЭПОС
системы "Спираль".
Кроме управляемых снарядов для оснащения самолетов дальней авиации, здесь
создавались морские противокорабельные и противолодочные ракеты, а также управляемое оружие для ударных самолетов фронтовой авиации.
Приказом МАП от 19 июня 1972 года предусматривается:
«на базе Дубненского машиностроительного завода и Дубненского машиностроительного
конструкторского бюро «Радуга», его филиала на Смоленском заводе и филиала Московского машиностроительного
завода «Зенит» им. А.И.Микояна создать производственно-конструкторское
объединение (ДПКО «Радуга») условное наименование Р-6498».
Директором - ответственным руководителем ДПКО назначается Н.П.Федоров, главным
конструктором и первым заместителем директора назначается А.Я.Березняк.
В 1973 г. для борьбы с наземными РЛС была создана УР Х-28.