ОКБ Сухого


AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com
Авиационный топ. Числа - место в рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.

Т-4 («100»)
сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец

КОНСТРУКЦИЯ. Самолет выполнен по схеме "бесхвостка" с небольшим управляемым дестабилизатором. Он имел цельносварную конструкцию (применялся метод автоматической сварки сквозным проплавлением для изготовления крупногабаритных панелей). В качестве конструкционных материалов были использованы титановые (ОТ-4, ВТ-20) и стальные (ВНС-2) сплавы. Ряд конструкций предполагалось выполнить с использованием радиопоглощающих материалов для снижения радиолокационной заметности самолетаT-4
        Все производство Т-4 было автоматизировано. 96% сварных работ также выполнялось автоматически. Коэффициент использования материалов определился значительно более высоким, чем в производстве всех предыдущих самолетов. Ведь применялись уголки и лист, сваренные вместе. Поэтому не было почти никаких отходов. Трудоемкость изготовления «сотки» оказалась такой же, как если бы она была сделана не из титана, а из более легкообрабатываемых алюминиевых сплавов. Улучшение сплавов продолжалось и в процессе испытаний.
    Крыло треугольной в плане формы с тонким профилем (3%) имело излом по передней кромке. На задней кромке имелись трехсекционные элероны. Носок крыла - отклоненный (отгиб носка обеспечивал "безударный" выход профиля на сверхзвуковые скорости).
    Фюзеляж Т-4 состоял из носовой отклоняемой части (отклонение производилось винтовой парой при помощи редуктора и двух гидромоторов и занимало не более 15 секунд), двухместной кабины экипажа, закабинного отсека БРЭО (в котором имелся продольный проход, обеспечивавший удобный доступ к блокам аппаратуры), топливного отсека и хвостового отсека для размещения тормозного парашюта.
    Из-за больших скоростей и вследствие этого нагрева конструкции самолета до 300° решили от фонаря практически отказаться. От него остался лишь круглый люк вверху, на крышке которого на первой машине был установлен перископ, которым летчик пользовался при взлете и посадке. В прочих же режимах, полет проходил вслепую: по приборам. Но это не вызывало трудностей, поскольку машина была проста в пилотировании, управлении, обладала хорошей устойчивостью. Система регулирования центровки в полете обеспечивалась определенным порядком перекачивания и выработки топлива.Сборка "101"
    В передней части фюзеляжа были установлены дестабилизаторы, используемые для балансировки при малых запасах устойчивости (2% на дозвуковой скорости и 3- 5% на сверхзвуковой), что способствовало уменьшению потерь аэродинамического качества на балансировку, позволило увеличить дальность полета на 7% и снизить шарнирные моменты на органы управления. Малый запас устойчивости достигался перекачкой топлива в полете.
    Вертикальное оперение относительно малой площади обеспечивало минимальную величину путевой устойчивости. Требуемые характеристики устойчивости и управляемости обеспечивались системой электродистанционного управления (впервые в мире для боевой машины !). Руль направления был разделен на две секции.
    Экипаж, состоящий из двух человек, размещался в кабине по схеме "тандем" (катапультные кресла летчиков несколько смещены влево). На опытном самолете имелся перископ для обзора при поднятой носовой части (он использовался на скоростях до 600 км/ч).
    Основные стойки шасси убирались в центральную часть двигательных гондол и имели восьмиколесные тележки. Поворот и запрокидывание тележки основных опор выполнялись одним гидроцилиндром. Были установлены двухкамерные амортизаторы с противоперегрузочным клапаном. Пневматики колес спаренные.
    Передняя стойка с двухколесной тележкой убиралась в носовую часть воздухозаборника, под вертикальный клин. В конструкции посадочных устройств состоялось также много нетрадиционных новых решений: поворот и запрокидывание тележки основных опор одним цилиндром, двухкамерные амортизаторы с противоперегрузочным клапаном, спаренные пневматики, электродистанционное управление поворотом передней стойкой и так далее..Двигатели Т-4
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА - четыре ТРДФ РД-36-41 Рыбинского моторостроительного КБ (главный конструктор П.Колесов) - была размещена в подфюзеляжной мотогондоле с единым каналом на каждую пару двигателей. Воздухозаборник с вертикальным клином - смешанного сжатия с программно-замкнутой системой регулирования по числу М и по отношению давления в горле воздухозаборника. Имелась система слива пограничного слоя.
    Сопло ТРДФ - многорежимное, сверхзвуковое - имело три венца подвижных створок. В качестве топлива применялся термостабильный нафтил (РГ-1).
    На принципиально новых насосных гидротурбинных агрегатах была выполнена и топливная система. Для обеспечения взрывозащиты баков от нагрева впервые применена система нейтрального газа на жидком азоте, предусмотрены аварийный слив топлива и высокотемпературные подвижные соединения трубопроводов сильфонного типа. Управление двигателями осуществлялось автоматической электродистанционной системой. Для отработки силовой установки создали модель с двигателями ВД-19 и макет силовой установки с двигателями 79Р, с помощью которых был проведен комплекс исследований на различных стендах в ЦИАМ. Отработка двигателя РД-36-41 на ЛЛ Ту-16 началась в 1968 г.
ОБОРУДОВАНИЕ. Самолет был оснащен аналоговой ЭДСУ с четырехкратным резервированием (на первом опытном самолете устанавливалась также резервная механическая система управления) и двухканальной гидросистемой с давлением 280 кгс/см2, эффективно работающей при высоких температурах, вызванных кинетическим нагревом (применена высокотемпературная гидрожидкость ХС-2-1). Стальные трубопроводы гидравлической системы были спаяны из материала ВНС-2. Применение высокого давления в гидросистемах обеспечивало малый вес и сравнительно небольшой размер бустеров. Поэтому крыло «сотки» получилось чистое, без наплывов, что обеспечило низкое сопротивление воздушному потоку. Кстати, давление гидросистемы на Су-27 такое же, как на Т-4.
    Основная электрическая система - переменного тока стабилизированной частоты (400 Гц). Вторичная электросистема - постоянного тока на выпрямительных устройствах. Такая система электропитания была установлена впервые в стране.
    Система кондиционирования воздуха кабины летчиков и отсеков БРЭО - испарительная, замкнутого типа, с применением топлива в качестве первичного хладагента.
    Имелась система балансировки в полете путем перекачивания топлива.
    Целевое оборудование включало астроинерциальную систему, РЛС большой мощности, разведывательное оборудование (РЛС БО, оптические, ИК и радиотехнические датчики). Самолет предполагалось оснастить системой автоматизированного обхода наземных препятствий при полете на малой высоте.Размещение вооружения Т-4
    В кабине был установлен навигационный планшет и многофункциональный пульт управления. Для пилотирования самолетом применялась ручка управления истребительного типа.
ВООРУЖЕНИЕ включало две гиперзвуковые твердотопливные противокорабельные УР Х-45 КБ А.Я.Березняка класса "воздух-земля" с дальностью до 500 км, имеющие систему самонаведения и летящие по рикошетирующей траектории (размещались на двух подкрыльевых узлах подвески). Свободнопадающие бомбы и топливо были расположены в сбрасываемом подфюзеляжном контейнере-баке. Интегральная бортовая система Т-4 позволяла иметь автономную информацию о целевой обстановке и поражать цели, не заходя в зону ПВО противника. Скорость полета Т-4 была такова, что это заставило бы противника произвести огромные затраты на развитие средств и преобразование объектовых систем ПВО.

Описание
Разработчик ОКБ П.О.Сухого
Обозначение T-4
Модификация «101»
Условное наименование «Сотка»
Тип Сверхзвуковой ракетоносец
Экипаж, чел. 2 - летчик и штурман.
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 44,5
Высота самолета, м 11,2
Размах крыла, м 22,7
Площадь крыла, кв.м 295,7
Масса перегрузочная взлетная, кг 135000
Масса нормальная взлетная, кг 114000
Масса пустого самолета, кг 55600
Силовая установка
Число двигателей 4
Двигатель ТРД РД36-41
Тяга двигателя, кгс 16150
Летные данные(расчетные)
Дальность полета, км практическая 6000
перегоночная 7000
Скорость полета на высоте, км/ч максимальная 3200
крейсерская 3000
Практический потолок, м 25000-30000
Разбег, м 950-1050
Пробег (с тормозным парашютом), м 800-900
Вооружение
УР «воздух-земля» 2 X-45

Проекции Т-4Схема окраски Т-4 (1500х924, 94,6 Кб)

Источники информации:

  1. Забытые проекты
  2. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  3. Самолет Т-4. Мифы и реалии / Ильдар Бедретдинов /
  4. Рядом с Сухим. Воспоминания авиаконструктора / Самойлович О.С. /
  5. «Авиация и космонавтика» №6 1990 г.
  6. «Наши крылья» №1-2 (5-6) 1993 г.

Помогали:

к началу страницы

[На старт] [Испытатели] [Библиотека] [Россия] [Авиамузей] [Музыка] [Видео] [Webmaster]

Copyright © 1998-2017 =SB=

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100