Ту-22М3 («45-03»)
Многорежимный дальний ракетоносец-бомбардировщик
В январе 1974 года ВПК при Совете Министров СССР принимает решение по дальнейшей модификации Ту-22М2
под двигатели НК-25. В ходе проработки возможных путей модификации ОКБ,
основываясь на своих наработках, предлагает не ограничиваться только
заменой двигателей, а провести дополнительные улучшения в конструкции и
аэродинамике самолета. В результате 26 июня 1974 года вышло Постановление Совета
Министров СССР № 534-187, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25, с
улучшенной аэродинамикой планера, со сниженной массой пустого самолета и с
улучшенными тактическими и эксплуатационными характеристиками. Новая
модификация Ту-22М получила официальное обозначение Ту-22М3 («45-03»).
Помимо применения НК-25, по предложению ОКБ провело следующие
конструктивные мероприятия значительно изменившие самолет. Заменили
воздухозаборники с вертикальным клином на воздухозаборники с горизонтальным клином.
Увеличили максимальный угол отклонения поворотной части крыла до 65°,
убрали в контур обтекателя гидравлические агрегаты узла поворота.
Ввели новую удлиненную носовую часть фюзеляжа с измененной штангой топливозаправки.
Заменили спаренную двухпушечную кормовую установку на однопушечную с улучшенной
аэродинамической формой. Облагородили съемные узлы, уплотнили щели, заменили
обтекатели и т.д. Провели мероприятия по снижению массы пустого самолета: облегчили
основные стойки шасси (перешли на другой тип колес, отказались от раздвижной системы
средней пары колес), ввели облегченный стабилизатор и укороченный руль
направления, конструкцию средней части крыла сделали неразъемной, перешли на титан
в конструкции противопожарных перегородок и хвостовых стекателей, изменили тип
теплоизоляции и герметиков, ниппельные стыки труб заменили на паяные, заменили
гидронасосы и генераторы на более легкие, отказались от тяжелых и громоздких
однофазных электромашинных преобразователей, перешли на более
теплостойкие электропровода, облегчили агрегаты СКВ, элементы изготовлявшиеся
штамповкой и литьем стали делать с минусовыми допусками. Все мероприятия по
уменьшению массы, даже с учетом увеличившейся массы новых двигателей,
должны были обеспечить общее снижение массы пустого самолета на 2300-2700 кг. Важным
отличием Ту-22М3 от предыдущих модификаций стало использование в системе
электроснабжения бесконтактных генераторов постоянного тока и
интегральных гидромеханических приводов-генераторов переменного тока стабильной частоты,
применение которых, помимо снижения массы агрегатов, позволило поднять надежность
энергосистемы и качество бортового электропитания. Провели изменения в элементах навигационного комплекса.
Рассматривали вопросы по расширению вариантов ударного вооружения и
модернизации РЭП. В результате всех проведенных улучшений в конструкции
самолета его летно-тактические характеристики наконец должны были достичь
значений, соответствующих требованиям постановления 1967 года. Слаженная работа
всех подразделений ОКБ и серийного завода позволила в кратчайшие сроки провести
глубокую модернизацию самолета и подготовить к летным испытаниям первый
опытный Ту-22М3, который совершил первый полет 20 июня 1977 года. После выполнения
программы летно-доводочных испытаний Ту-22М3 с 1978 года запускается в серийное
производство. До 1983 года Ту-22М3 строится параллельно с Ту-22М2, а начиная с 1984 года в
серии идет только Ту-22М3. Всего на Казанском авиационно-производственном объединении (КАПО)
построили 268 Ту-22М3. Серийное производство было завершено в 1993 г.
Испытания первых Ту-22М3 показали, что по своим летно-тактическим
характеристикам самолеты новой модификации значительно превосходят Ту-22М2:
максимальная скорость увеличилась до 2000-2300 км/ч, тактические радиусы действия - на 14-45 %
в зависимости от режима полета. Суммарная боевая эффективность Ту-22М3 возросла по
сравнению с Ту-22М2 в 2,2 раза. Совместные государственные испытания Ту-22М3
завершились в 1981 году и самолет был рекомендован к принятию на вооружение. С 1981
по 1984 годы самолет проходил дополнительный
комплекс испытаний в варианте с расширенными боевыми возможностями. Новые
системы вооружения потребовали дополнительного времени на их доводку и
испытания, поэтому в окончательном виде Ту-22М3 официально принимается на вооружение
только в марте 1989 года.
Помимо основных вариантов дальнего ракетоносца-бомбардировщика
вооруженного бомбами и ракетами Х-22М. ОКБ подготовило и передало в производство
несколько модификаций Ту-22М, отличавшихся от базовых составом вооружения и
оборудования. Введение в состав прицельного комплекса аппаратуры разведки
и целеуказания позволило довооружить Ту-22М противорадиолокационными ракетами. Еще в 70-е
годы применительно к Ту-22М2 начались работы по оснащению самолета аэробаллистическими
ракетами малой дальности типа Х-15. В 80-е годы эти работы увенчались успехом - Ту-22М3
получил вариант ракетного вооружения с Х-15 на фюзеляжной многопозиционной
катапультной установке и на крыльевых катапультных установках.
В декабре 1985 года начались летные испытания дальнего
самолета-разведчика Ту-22М3Р, спроектированного на базе Ту-22М3. Новый
разведчик предназначался для замены в строевых частях самолетов Ту-22Р. Самолет-разведчик,
предназначенный для для действий на сухопутных и морских ТВД, оснащался современным комплексом
разведывательного оборудования, который в сочетании с высокими летными качествами
самолета-носителя, обеспечивал значительное увеличение эффективности
воздушной разведки. В оборудование входили РЛС бокового обзора, размещенная в гондоле
под фюзеляжем, система радиотехнической разведки, тепловизионная
разведывательная система, а также средства фоторазведки. В 1989 году самолет-разведчик
под обозначением Ту-22МР передали в серийное производство. Построено или
переоборудовано в разведывательный вариант из бомбардировщиков Ту-22М3 12
самолетов. Аналогичным образом с 1994 г. модернизируется в самолеты-разведчики и
часть бомбардировщиков Ту-22М2.
Для замены самолетов-постановщиков помех Ту-22ПД, в 70-е годы была предпринята
попытка создания постановщика на базе Ту-22М. В ходе этих работ переоборудовали в
постановщик серийный Ту-22М2. Самолет,
получивший обозначение Ту-22МП, проходил испытания, но в серию и на вооружение не
передавался из-за недоведенности комплекса РЭП. Как отмечалось выше, на Ту-22М3
предполагалось устанавливать двигатели НК-32,
тем самым улучшить его характеристики. Для испытаний новой силовой установки
переоборудовали один из серийных Ту-22М3, но до установки новых двигателей дело не дошло,
в дальнейшем эта машина использовалась в качестве летающей лаборатории для
испытаний новых образцов оборудования и вооружения. В 1992 году ОКБ совместно с ЛИИ и
ЦАГИ на базе одного из первых серийных Ту-22М3 создало летающую лабораторию Ту-22МЛЛ,
предназначенную для проведения широкого круга натурных летных аэродинамических
исследований. Помимо перечисленных построенных вариантов Ту-22М в ОКБ
прорабатывались несколько проектов модификаций и модернизацией самолета,
работы по которым не вышли из начальных стадий проектирования. В 1972 ОКБ для авиации
ВМФ подготовило техническое предложение по кардинальной модернизации Ту-22М. Проект
получил обозначение «45М». Согласно проекта, «45М» должен был оснащаться
двумя двигателями НК-25 и по своей аэродинамической компоновке в какой-то
степени напоминал американский разведчик SR-71, ударное вооружение - две ракеты
Х-45. Существовали проекты создания на базе различных модификаций Ту-22М дальнего перехватчика Ту-22ДП (ДП-1), способного
бороться не только с ударными самолетами на больших удалениях от защищаемых объектов, но и с самолетами ДРЛО, соединениями транспортных самолетов («рейдеры»), а
также выполнять ударные функции.
Помимо перечисленных существовали и другие проекты развития Ту-22М
на основе применения модернизированных двигателей, новых систем оборудования и
вооружения - Ту-22М4 (1990 г.) и Ту-22М5.
Первыми из строевых частей в Дальней авиации Ту-22М
получил 185-й Гвардейский ТБАП в Полтаве (командир полка П.С.Дейнекин, в последствии Главком
российских ВВС). В сентябре 1974 года в Полтаву пришли две машины, а в сентябре три
машины. Личный состав полка переучивался на Ту-22М2 с Ту-16, что было типично, полки
вооруженные Ту-22 не перевооружались на новую технику, а еще долго продолжали
летать на своих «аннушках». Полк достаточно быстро освоил новые машины и комплекс, начались первые пуски ракет Х-22М.
В том же 1974 году Ту-22М2 начали поступать в строевые части авиации ВМФ. В течение 70-х и
80-х годов еще несколько полков ДА и авиации ВМФ перешли на Ту-22М2 и Ту-22М3. Согласно
официальным данным на 1990 год в Европейской части СССР базировалось 257 Ту-22М2 и Ту-22М3,
которые состояли на вооружении 12 полков ДА и авиации ВМФ (4 полка базировались в России,
5 полков - на Украине, 2 - в Белоруссии и 1 полк - в Эстонии). Еще около 60 машин
эксплуатировались в полках, находившихся в Азиатской части СССР (полк ДА в Белой и два
полка в составе ТОФ). После развала СССР самолеты Ту-22М остались только в составе
ВВС России и Украины, из Белоруссии самолеты вывели на территорию России.
Самолетам Ту-22М2 и Ту-22М3 пришлось поучаствовать в боевых действиях в ходе
Афганской войны. Впервые в 1984 году в боях приняли участие Ту-22М2 1225-го ТБАП из Белой,
базируясь на аэродроме Мары-2, они наносили мощные бомбовые удары по позициям и базам «моджахедов» в ходе Панджерской
операции 40-й армии. Второй раз самолеты типа Ту-22М привлекались к боевым действиям
осенью 1988 года, когда начался вывод частей 40-й армии из Афганистана. К операциям по
локализации противника и обеспечению безопасного выхода наземных частей, на сей
раз привлекли 185-й Гв.ТБАП на Ту-22М3, который затем сменили Ту-22М3 402-го ТБАП из Орши, а
затем Ту-22М3 840-го ТБАП из Сольцов. Самолеты в полетах на бомбометание от пакистанской
ПВО прикрывали постановщики помех Ту-22ПД из состава 341-го ТБАП.
Благодаря массированному применению бомбардировщиков ДА (Ту-16, Ту-22М3), наносивших удары бомбами калибром до 9 тонн (Ту-22М3 до 3 тонн), удалось обеспечить
сравнительно «комфортные» условия вывода частей 40-й армии. В начале 1989 года
последние Ту-22М3 покинули аэродром Мары-2 и вернулись на места своей постоянной
дислокации. За успешные боевые действия в Афганистане многие летчики, участвовавшие
в боевых вылетах получили высокие правительственные награды.
ВВС России располагает 130 самолетами Ту-22М. Еще 105 машин этого типа имелось в морской авиации. В результате сокращения
российской авиации в строю сохранятся лишь бомбардировщики Ту-22М3 и их варианты.
Украина имеет в составе своих ВВС 55 самолетов типа Ту-22М.
Рассматривалась возможность продажи экспортного варианта
самолета Ту-22М3 зарубежным странам (в качестве потенциальных покупателей
назывались такие страны, как Иран, Индия и Китай), однако по ряду политических причин до настоящего времени ни одного контракта так
и не было заключено.
В настоящее время ОКБ продолжает работы по дальнейшей модернизации - Ту-22М3М.
Самолет должен получить высокоточное вооружение, обеспечивающее поражение не
только стационарных стратегических и крупных подвижных целей, но и малоразмерных
тактических целей. Предусматривается совершенствование БРЭО (в частности,
установка новой БРЛС), снижение радиолокационной заметности.
Ведутся работы по продлению срока службы самолетов до 35 лет.
Таким образом, Ту-22М еще долго будет составлять основу ударной мощи наших
Дальней авиации и авиации ВМФ.
В конце 90-х (?) гг. рассматривался проект переделки Ту-22М3 в административный пассажирский самолет Ту-344.
Источники информации:
- Авиация и космонавтика № 2.2000, 8.1999
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
- Вестник Воздушного Флота. март-апрель 1997.
- «Энциклопедия вооружений» / «Акелла», 1996 - CD-ROM /
- «Энциклопедия вооружений» / «Кирилл и Мефодий», 1998 - CD-ROM /
- Ту-22М / Стратегическая авиация /
- «Гордость России» Авиационная фотоколлекция. / Лана-пресс.CD-ROM, 1997 /