ОКБ-155
Translate on
AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com
Авиационный топ. Числа - место в рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.

Ту-148
Барражирующий истребитель-перехватчик

    В 1965 г. в отделе технических проектов ОКБ А.Н.Туполева подготовили эскизный проект самолета «148», который должен был входить в состав нового авиационно-ракетного комплекса дальнего перехвата Ту-148-100. Носитель предполагалось оснастить РЛС «Смерч-100» и вооружить ракетами К-100. По проекту, «148» имел крыло изменяемой стреловидности и два ТРД типа РД-19Р-2 с тягой на форсаже 14200 кгс. Перехватчик должен был летать на высотах 50-100 м со скоростью 1400 км/ч, а на высотах 16000-18000 м - со скоростью 2500 км/ч. Дальность на дозвуке должна была составлять около 5000 км, а на сверхзвуковом режиме - 2500 км. Вариант "148" с ромбовидным крыломОсобенностью «148» была впервые разрабатываемая теплорадиолокационная система управления ракетным вооружением «Смерч-100» с диаметром антенного зеркала 2000 мм. Бортовое оборудование перехватчика позволяло использовать его в автономном режиме. Комплекс мог быть использован для перехвата воздушных целей на дальних подступах к территории СССР и для ПВО районов со слаборазвитыми или выведенными из строя наземными навигационными и аэродромными системами. Таким образом, задачи комплекса Ту-128С-4 предполагалось решать на новом техническом уровне.
    Кроме этого, новый комплекс при соответствующем переоборудовании носителя мог использоваться: для нарушения воздушных перевозок в оперативном тылу противника; для ПВО надводных кораблей на большом удалении от баз; в качестве носителя крылатых ракет класса «воздух-земля» для поражения наземных РЛС и самолетов ДРЛО; в качестве разведчика радиотехнических средств противника; в качестве бомбардировщика; в качестве фронтового ударного самолета, вооруженного НАР и бомбами различных калибров. В варианте ударного самолета или разведчика дальность полета у земли при скорости 1400 км/ч должна была составлять 570 км, а при скорости 1000 км/ч - 1850 км. Предусматривалась дозаправка топливом в полете. Взлетно-посадочные устройства «148» позволяли использовать его как с бетонных, так и с грунтовых ВПП, что было крайне важно, т.к. расчетная взлетная масса достигала 55-60 т при 18,5-21,5 т топлива. Вооружение самолета располагалось внутри объемного грузоотсека. Это позволяло сохранять высокие аэродинамические и летные характеристики независимо от вида боевой нагрузки и вариантов боевого использования. Как ни странно, но этот вариант не получил поддержки именно из-за своей многофункциональности. Для ВВС он был не нужен (фронтовая авиация предпочла Су-24), а командование авиации ПВО хорошо понимало, что многоцелевой самолет не сможет стать полноценным перехватчиком.
    Вариант "148" с крылом "двойная дельта"Изучив мнение и пожелания заказчика, в ОКБ Туполева во второй половине 60-х гг. занялись разработкой нового варианта «148» для комплекса перехвата Ту-148-33. На самолет предполагалось установить новую систему вооружения: РЛС «Заслон» с фазированной антенной и ракеты К-33. Рассматривались следующие аэродинамические компоновки перехватчика: с крылом изменяемой стреловидности, по схеме, близкой к схеме Ту-22М, работы по которому в то время шли в ОКБ; высокоплан с фиксированной стреловидностью крыла и скошенными воздухозаборниками с горизонтальным клином торможения воздушного потока; высокоплан с ромбовидным крылом; высокоплан с крылом типа «двойная дельта» и передним горизонтальным оперением. Из всех вариантов наиболее приемлемым оказался первый. Для самолета выбрали двигатели РД36-41 с максимальной тягой 16000 кгс при собственной массе 3050 кг. Этот двигатель проектировался с учетом воздействия высоких температур торможения (до 330°С) потока наружного воздуха и имел много оригинальных технических решений. Он использовался и на 3-маховом ракетоносце Т-4 ("100") ОКБ П.О.Сухого.
    Предполагалось создать комплекс, способный вести борьбу с существующими и перспективными средствами воздушного нападения как в поле наведения наземных радиотехнических средств, так и при автономных действиях, а также при взаимодействии с самолетами ДРЛО. В задачи комплекса входили: перехват маловысотных целей, летящих на фоне земной и водной поверхности, в частности, перспективных крылатых ракет; перехват баллистических и крылатых ракет типов «Hound Dog», SRAM, SCAD и SCAM; расширение диапазона скоростей перехватываемых целей в передней полусфере до 3500 км/ч, в задней - до 2400 км/ч; увеличение высоты перехватываемых целей до 26-28 км; увеличение дальности до 4600 км и времени барражирования до 5 ч; повышение помехозащищенности; возможность одновременной атаки двух целей; возможность групповых действий. Предполагалось, что эксплуатироваться «148» сможет с тех же аэродромов, что и Ту-128. Проект был представлен командованию авиации ПВО страны и получил поддержку главкома А.Кадомцева. В ОКБ развернулись работы по новому самолету, в 1968 г. был построен макет, работала макетная комиссия. Но в мае 1968 г. в катастрофе на МиГ-25П А.Кадомцев, прекрасный летчик и авиационный инженер, погиб. Новое руководство авиации ПВО предпочло установить систему «Заслон» на модернизированный перехватчик ОКБ А.И.Микояна Е-155МП, который был принят на вооружение под обозначением МиГ-31. Все попытки А.Н.Туполева и его коллег добиться продолжения работ по теме «148» результата не дали.

Описание
Разработчик ОКБ-156 А.Н.Туполева
Обозначение Ту-148-100 Ту-148-33
Тип Барражирующий истребитель-перехватчик
Экипаж, чел. 2
Массовые характеристики
Максимальная взлетная масса, т 55-60
Запас топлива, т 18,5-21,5
Силовая установка
Число двигателей 2 2
Двигатель ТРДФ РД-19Р-2 ТРД РД36-41
Максимальная тяга двигателя, кгс 14200 16000
Летные данные (расчетные)
Дальность полета на высоте, км на дозвуковой скорости 5000 4600
на сверхзвуковой скорости 2500
Максимальная скорость полета, км/ч на высоте 50-100 м 1400
на высоте 16-18 км 2500
Вооружение
УР "воздух-воздух" К-100 К-33

Вариант "148" с изменяемой стреловидностью крыла

Источники информации:

  1. Авиация и Время №2 1997 г.
  2. «Вестник авиации и космонавтики» 4'99
  3. Ту-148
к началу страницы

[На старт] [Испытатели] [Библиотека] [Россия] [Семинары ДУП ЛА] [Авиамузей] [Музыка] [Видео] [Webmaster]

Copyright © 1998-2017 =SB=

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100