ОКБ-155

«230» (Ту-230)
Гиперзвуковой ударный самолет

    В СССР в начале 70-х годов начались работы по нескольким проектам гиперзвуковых ударных самолетов различного назначения и класса (межконтинентальные стратегические, фронтовые и т.д.) В ОКБ прорабатывалось два направления по ГПУС: ударная машина, рассчитанная на крейсерскую скорость, соответствующую М=4 и на крейсерскую скорость М=6 («360»).Модель самолета "230"
    Первым в ряду туполевских ГПУС был проект, получивший обозначение «230» (Ту-230). Проектирование началось в 1983 году, ведущим по теме был назначен Ю.А.Фазылов, общее руководство осуществляли А.А.Туполев и А.Л.Пухов. Эскизный проект по самолету «230» был готов в 1985 году, в проработке находилось несколько вариантов аэродинамических компоновок самолета. В качестве базовой компоновки ОКБ приняло компоновку самолета-бесхвостки с треугольным крылом, близкую к проектам Ту-144 и Ту-244. В одном из вариантов проекта силовая установка состояла из 4-х комбинированных ТРД типа Д-80, максимальный запас топлива (жидкий водород) составлял 106000 кг. При этом взлетная масса самолета получалась 180000 кг. Крейсерская расчетная скорость самолета «230» на большой высоте соответствовала М=4.

Описание
Конструкция АНТК им. А.Н.Туполева
Обозначение «230» (Ту-260)
Тип Гиперзвуковой ударный самолет
Экипаж, чел 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 54,15
Размах крыла, м 26,83
Взлетная масса, кг 180000
Силовая установка
Число двигателей 4
Двигатели ТРД Д-80
Полный запас топлива, кг 106000
Летные данные (расчетные)
Крейсерская скорость полета, М= 4
Высота крейсерского полета, м 25000-27000
Практическая дальность, км 8000-10000
Продолжительность полета, ч 2,3
Модель самолета "230"

Источники информации:

  1. Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант. Авиация и космонавтика 9/2000 /
  2. Туполев, гиперзвуковые / В.Солозобов, А.Слободчиков, М.Казаков, В.Ригмант. Авиация и космонавтика 1/2010 /
  3. Музей ОКБ А.Н.Туполева / Затучный А.М., Ригмант В.Г., Москва, 2012 /