Туполев

Ту-244
сверхзвуковойпассажирский самолет

история проекта

    Компоновка самолета Ту-244 подчинена обеспечению высокого аэродинамического качества как на сверхзвуковом крейсерском, так и на взлетно-посадочном режимах для снижения уровня шума, а также созданию повышенного комфорта для пассажиров.
    КРЫЛО Ту-244 трапециевидной формы в плане с наплывом имеет сложную деформацию срединной поверхности и переменный профиль по размаху. Управление по тангажу и крену, а также балансировка обеспечиваются элеронами. Передняя кромка снабжена механизацией типа отклоняемых носков. Если на Ту-144 было реально достигнуто аэродинамическое качество 8,1 при М=2, то на Ту-244 намечалось получить качество 10 при М=2 и 15 при М=0,9.Схема Ту-244 (Вариант 1999 г.)
    Конструктивно крыло делится на среднюю, проходящую через фюзеляж, консоли и переднюю часть. Принята многолонжеронная и много-нервюрная силовая схема для средней части и консолей и безнервюрная для передней части крыла, как на Ту-144.
    В качестве конструкционного материала для наиболее нагруженного кессона средней части крыла и консолей целесообразно использование высокопрочного титанового сплава типа ВТ-6Ч. Для сравнительно мало нагруженной передней части крыла, для механизации и несиловых элементов исследуются алюминиевые сплавы и композиционные материалы. Широкое применение композиционных материалов, например графитоэпоксидных, в конструкции крыла, оперения, мотогондол, фюзеляжа по оценкам наших и зарубежных специалистов, может обеспечить к 2000 году снижение веса планера на 25-30 %.
    В крыле расположены топливные кессон-баки, ниши для уборки основных стоек шасси.
    ВЕРТИКАЛЬНОЕ ОПЕРЕНИЕ имеет двухсекционный руль направления и конструктивно подобен крылу.
    ФЮЗЕЛЯЖ состоит из гермокабины, носового и хвостового отсеков. Выбор оптимального диаметра фюзеляжа зависит от пассажировместимости. Для числа пассажиров 250-320 оптимальным является фюзеляж шириной 3,9 метра, в котором пассажирские кресла размещаются по схеме 3+3 в ряд в туристском и бизнес-классах и 2+2 в первом классе. Высота 4,1 метра позволяет оборудовать удобный багажник под полом пассажирского салона с погрузкой контейнеров международного образца. Подобное сечение фюзеляжа имеет самолет Ту-204. Гермокабина будет изготовлена из алюминиевых сплавов, носовой и хвостовой отсеки - из композитов.
    На самолете не предусматривается отклоняемый нос, как на Ту-144. Нет и обычного «фонаря» пилотской кабины. Остекление кабины экипажа дает необходимый обзор в полете, а на взлете, посадке и движении по земле требуемая видимость взлетно-посадочной полосы обеспечивается системой оптико-электронного обзора, действующей при любых метеоусловиях.
    ШАССИ состоит из передней стойки и трех главных, из которых наружные имеют трехосные тележки и убираются в крыло, а средняя стойка имеет двухосную тележку и убирается в фюзеляж. Прототипом носовой опоры является стойка самолета Ту-144. Схема с тремя главными опорами выбрана из условий обеспечения заданных нагрузок на бетон взлетно-посадочной полосы.
    Пилотажно-навигационное оборудование должно было обеспечивать посадку по категории IIIА ИКАО.

Описание
Разработчик ОКБ им. А.Н.Туполева
Обозначение Ту-244
Тип Cверхзвуковой пассажирский самолет
Вариант 1999 г.
Количество пассажиров 300 254
Размещение пассажиров (число / шаг кресел, мм) I класс 20 / 1050
II класс 108 / 960
Туристский класс 108 + 65 / 870
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 88,7 88,0
Размах крыла, м 54,77 45,0
Высота самолета, м 15,0
Площадь крыла, м2 1200 965
Удлинение крыла 2,5
Стреловидность крыла по передней кромке центроплан 75о
консоли 35о
Ширина фюзеляжа, м 3,9 3,9
Высота фюзеляжа, м 4,1
Объем багажного отделения, м3 32
Взлетный вес (максимальный), кг 350000 300000
Вес самолета без топлива, кг 172000
Коммерческая нагрузка, кг 25000
Вес топлива, кг 178 000 150000
Силовая установка
Число двигателей 4 4
Тип двигателя ДТРД ДТРД или ДИЦ
Тяга двигателя, кгс 4х 33 000 4х 25 000
Летные данные
Крейсерская скорость, М= 2,05 2,0
Практическая дальность полета, км 9200 7500
Высота полета, м 18000-20000 18000-20000
Потребная длина ВПП, м 3000

Компоновка Ту-244

Источники информации:

  1. Под знаками «АНТ» и «Ту» / В.Ригмант. Авиация и космонавтика 9/2000 /
  2. Ту-244 ОКБ им. А.Н.Туполева / Самолеты России и стран СНГ /
  3. «Гражданская авиация»

Рейтинг@Mail.ru Топ-100