BAC-221
экспериментальный самолет с оживальным крылом
В сентябре 1958 г. британская фирма «Fairey» выступила с предложением создать экспериментальный самолет (на базе самолета
F.D.2) с целью исследования крыла новой формы, которое использовано в проекте
пассажирского сверхзвукового самолета, разработанном ранее фирмой «Хоукер Сиддли». Однако лишь в июле 1960 г. программа была конкретизирована. Разработка и строительство
прототипа были поручены фирме «Бристоль эркрафт»,
c 1963 входящей в корпорацию BAC (British Aircraft Corporation). Фирма представила два варианта модификации самолета F.D.2; в первом из них предусматривалась
лишь замена треугольного крыла оживальным, а во втором предполагалось также увеличить
длину фюзеляжа и изменить конструкцию шасси. Для реализации был принят второй вариант,
обозначенный предварительно «Бристоль» Т.221.
Конструкторские работы были развернуты в апреле 1961 г. Им предшествовал повторный облет (5.09.1960 г.) уже законсервированного первого опытного образца самолета
F.D.2. Реконструкция планера была завершена в июле 1963 г., а первый полет нового самолета состоялся 1 мая 1964 г.
После доработок, в мае 1966 были начаты испытания в Royal Aircraft Establishment (RAE) в Бэдфорде. Результаты проведенных исследований при малых, околозвуковых и сверхзвуковых скоростях полета
планировалось использовать в проекте СПС «Конкорд» (Concordе). Но к тому времени уже началась сборка прототипа Конкорда. До сентября 1973 года было выполнено 273 полета.
Экспериментальный самолет находится в экспозиции музея авиации флота в Еовилтоне (Fleet Air Arm Museum at Yeovilton).
Описание самолета. ВАС 221 представляет собой построенный по схеме «бесхвостка» среднеплан, оживальное крыло которого имеет минимальную стреловидность передней кромки 65°
и относительную толщину 4,5%. В дополнение к большей относительной толщине крыла и изменению формы передней кромки задней кромке крыла придана небольшая положительная
стреловидность, а размах крыла уменьшен, что привело к уменьшению удлинения до значения
1,28. Конструкция крыла - многолонжеронная с применением монолитных панелей.
За счет вставки новой секции перед двигателем фюзеляж удлинен на 1,83 м. Кабина оснащена модифицированным катапультируемым
сиденьем Mk3 фирмы «Мартин Бейкер» с ракетным ускорителем. Угол наклона кресла вперед на режимах взлета и посадки уменьшен до
8°. Существенной реконструкции подверглось и шасси. В передней стойке использованы реконструированная опора с самолета «Gannet»
и спаренные колеса с самолета F.D.2. В качестве главных стоек шасси использованы соответствующие узлы с самолета «Lightning».
Передняя стойка убирается назад, главные - вперед при одновременном повороте колес (давление в пневматиках 1,24 МПа) на 90° и полном
убирании их в консоли крыла.
Управление самолетом ВАС 221 осуществляется аналогично управлению самолетом F.D.2, т.е. с помощью элеронов (расположенных в концевых
частях крыла), рулей высоты (в прифюзеляжных частях) и руля направления. Управление всеми
рулями осуществляется с помощью необратимых гидроусилителей, причем сервоприводы
элеронов расположены за контуром профиля, в специальных подкрыльных обтекателях. В системе управления элеронами и рулем направления использован механизм, обеспечивающий начальную установку их положения. В нейтральной позиции ручки управления элероны остаются отклоненными на угол 2° вверх. Передаточное число между углами отклонения ручки
и элеронов (а также руля высоты) составляет 2:1. Во время посадки возможно отклонение
рулей высоты на угол 13° вверх или 8,5° вниз, элеронов соответственно на 10 и 11°, а руля направления на 15°. Самолет оснащен четырехсекционными тормозными щитками и парашютом.
Двигательная установка. На самолете использован турбореактивный двигатель «Эвон» RA.28R
фирмы «Роллс-Ройс» с тягой на форсаже 49,03 кН (5000 кГ), который получен путем оснащения форсажной камерой двигателя RA.28 тягой 44,48 кН (4536 кГ). Изменение формы крыла
потребовало реконструкции воздухозаборников
и воздушного канала. Были применены два подкрыльных, полуэллиптических нерегулируемых
воздухозаборника. Топливо размещено в крыльевых кессон-баках и в одном фюзеляжном баке,
расположенном за нишей передней стойки шасси.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | BAC | |
Обозначение | BAC.221 | |
Тип | Экспериментальный самолет | |
Первый полет | 1 мая 1964 | |
Экипаж, чел | 1 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 17,56 | |
Размах крыла, м | 7,62 | |
Высота самолета, м | 3,57 | |
Площадь крыла, м2 | 45,52 | |
Минимальная стреловидность крыла по передней кромке | 65° | |
Удлинение крыла | 1,28 | |
Взлетная масса, кг | нормальная | 8400 |
максимальная | 9063 | |
Масса пустого самолета, кг | 7458 | |
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 | нормальная | 184 |
максимальная | 199 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 1 | |
Двигатель | ТРДФ Rolls-Royce "Avon" RA28R | |
Тяга двигателя, кгс (кН) | максимальная | 4536 (44,48) |
на форсаже | 5000 (49,03) | |
Тяговооруженность на форсаже, кг/даН | нормальная | 1,71 |
максимальная | 1,85 | |
Летные данные | ||
Максимальная скорость, км/ч (М=) | 1700 (1,6) | |
Минимальная скорость, км/ч | 212 | |
Посадочная скорость, км/ч | 283-315 |
Источники информации:
- «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
- Книга Гиннеса об авиации / М.Тейлор и Д.Мандрэй, 1997 /;
- Virtual Aircraft museum / M.Starostin /