BAC
AVIATION TOP 100 - www.avitop.com Avitop.com
Авиационный топ. Числа - место в рейтинге, хитов всего и хитов в среднем за день.
 

BAC-223
сверхзвуковой пассажирский самолет

    После серии катастроф первого английского реактивного лайнера «Комета» британская авиапромышленность была решительно отодвинута американскими фирмами с лидирующего положения на рынке авиаперевозок. Естественно, англичане жаждали реванша, а для этого требовалось создать нечто доселе невиданное, совершить технологический прорыв в области гражданского самолетостроения.
Зависимость продолжительности полета от дальности для самолетов с разной крейсерской скоростью
    В ноябре 1956 г. в Англии под эгидой Министерства снабжения, занимавшегося в то время и вопросами авиации, был создан Комитет по сверхзвуковым транспортным самолетам (Supersonic Transport Aircraft Committee - STAC), объединивший 9 крупнейших авиационных организаций. Комитет возглавил Controller of Aircraft M.B.Morgan (позднее - сэр Morien). Кроме ведущих аэродинамиков, конструкторов, прочнистов, системщиков и двигателистов, в него вошли представители крупнейших авиафирм и авиационных организаций.
    Комитет начал работу буквально с «чистого листа», и к марту 1959 г. его участники пришли к выводу о том, что сверхзвуковой пассажирский самолет (Super Sonic Transport - SST) имеет будущее. Главным инженером проекта стал известный аэродинамик и прочнист сэр Арчибальд Расселл. В рекомендациях Комитета значилось, что целесообразно начать разработку СПС с трансатлантической дальностью - 3500 миль (5600 км) и крейсерской скоростью полета, соответствующей числу Маха=1,8. Вариант (Bristol type 213) со скоростью М=2,7 и дальностью 3500 миль отклонили, как технически сложный и дорогостоящий.Рисунок M-Wing
    В качестве альтернативного и более дешевого проекта рассматривался самолет фирмы Armstrong-Whitworth средней дальности (1500 миль) полета с крейсерским числом Маха = 1,2 (1285 км/ч). Аванпроект этой машины был весьма экзотичен: четыре двигателя в двух вертикальных «двустволках» располагались на полуразмахе тонкого крыла, корневые части которого имели очень высокую отрицательную стреловидность, а наружные - такую же положительную. Таким образом, самолет, получивший название M-Wing, в плане должен был походить на букву «М». Острие на носу самолета должно было «освободить» крыло от звукового «скачка».
    К осени того же года решили сфокусировать все усилия на более дерзком, «двумаховом» проекте. Опираясь на исследования самолета F.D.2, была выбрана схема без горизонтального оперения с треугольным крылом. Заказы разместили на фирмах, входящих в концерн ВАС - планер должен был разрабатываться компанией «Бристоль эркрафт», а двигатели - фирмой «Bristol Siddeley». Для уменьшения технического риска и минимизации затрат максимальную скорость нового СПС ограничили числом Маха=2.2, а большую часть конструкции решили выполнить из хорошо отработанных в технологическом отношении и относительно дешевых алюминиевых сплавов.Схема BAC.223
    К концу 1960 г. появился аванпроект фирм Armstrong-Whitworth и Bristol Aeroplane Co. Модель 198 с шестью двигателями Olimpus должна была перевозить через Атлантику 132 пассажира со скоростью М=2,2. Между тем, было ясно, что ослабленная экономическим кризисом промышленность Великобритании не сможет довести такое «чудо века» до серии и летом 1961 г. Министерство уменьшает пассажировместимость до 100. По новому заданию был разработан проект четырехдвигательного BAC-223, носовая часть которого должна была отклоняться на взлетно-посадочных режимах. Министерство снабжения приступило к поиску партнеров в Европе.
    В это же время во Франции, на фирме «Сюд Авиасьон» проектировался во многом похожий СПС «Сюпер-Каравелла».
    Переговоры прошли на удивление быстро и успешно, особенно учитывая традиционную остроту конкуренции между английскими и французскими авиаконструкторами. Результатом договоренности, достигнутой уже в ноябре 1962 г., стало рождение совместного англо-французского проекта 100-местного пассажирского самолета со сверхзвуковой скоростью и трансатлантической дальностью, получившего имя «Конкорд» (Concordе), что в переводе на русский означает «Согласие».

Описание
Разработчик Armstrong-Whitworth и Bristol Aeroplane Co BAC
Обозначение Type 198 BAC.223
Тип сверхзвуковой пассажирский самолет
Проект 1960 1961
Экипаж, чел -
Геометрические и массовые характеристики
Пассажировместимость, чел 140 (130) 100
Взлетный вес, кг 172368 113400
Силовая установка
Число двигателей 6 4
Двигатель ТРДФ Olimpus
Летные данные
Максимальная скорость, км/ч (М=) (2,2) (2,2)
Дальность полета, км более 5000 более 5000

Схема Bristol M-wingsСхема Bristol Type 198Схема BAC 223

Источники информации:

  1. «Согласие на сверхзвук» / И.Кудишин. Авиамастер 1.2001 /
  2. «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
  3. Super-Sonic Airliners
  4. BAC-SUD Concorde

Помогали: