Vickers-Armstrong

Swallow
бомбардировщик

Swallow    В 1950 г. в Великобритании фирма «Виккерс-Армстронг» начала разработку крыла изменяемой геометрии для сверхзвуковых самолетов. Бернес Уоллис, главный конструктор программы сверхзвуковых исследований, проводимой Королевским авиационным обществом совместно с Бритиш Виккерс, проводил исследование такого крыла по программе Wild Goose («Дикий гусь»). В наполненных водой бассейнах Национальной физической лаборатории в Теддингтоне проводились испытания экпериментальных, в половину натуральной величины, моделей стреловидных летательных аппаратов-«бесхвосток», получивших кодовое название Heyday («Расцвет»). и сконструированных на применение «холодного мотора», использующего в качестве топлива перекись водорода. Характерной особенностью этих моделей была ось горизонтального поворота крыльев, проходившая через середину модели. Результаты испытаний были признаны неудачными.
    Уоллис переработал конструкцию. Проект под названием «Swallow» («Ласточка») предполагал создание самолета (в перспективе - бомбардировщика) по типу «летающее крыло». «Ласточка» имела треугольные неподвижные прифюзеляжные части крыла со стреловидностью передней кромки 75° и подвижные консоли трапециевидной формы в плане. Предусматривалась возможность изменения положения подвижных консолей в широком диапазоне углов, причем в крайнем заднем положении их передняя кромка становилась продолжением передней кромки неподвижных частей крыла. Четыре двигателя устанавливались в гондолах - по два на каждой консоли (одна над крылом, другая под ним). Гондолы имели одну степень свободы, которая позволяла сохранять ось двигателя параллельной оси самолета независимо от угла стреловидности. Благодаря такому расположению двигателей во время изменения угла поворота консолей происходило перемещение центра тяжести, которое компенсировало изменение положения центра давления (при увеличении стреловидности центр тяжести перемещался назад вместе с центром давления).Модель "Ласточки"
    Испытания моделей «Ласточки» в режиме полета со сверхзвуковой скоростью проводилась на ракетных полигонах в Англии и Уэльсе. До прекращения работ некоторые из образцов смогли достичь скорости 2,5М.
    В 1958 г. после отказа в правительственных кредитах работы над «Ласточкой» прекращаются еще до создания опытного экземпляра: это объясняется появившейся тенденцией снабжения самолетов ракетным вооружением и в связи с этим утратой заинтересованности Министерства обороны Великобритании в пилотируемых бомбардировщиках. Однако в рамках проекта были проведены обширные летные испытания управляемой модели с ракетными двигателями. Почти в это же время проектом заинтересовались военно-воздушные силы США, для которых такой самолет мог бы явиться хорошим дополнением околозвукового стратегического бомбардировщика «Стратофортресс» В-52 фирмы «Боинг», предназначенного для выполнения роли дежурящего в воздухе носителя ракет дальнего действия.
    Некоторые из сотрудников Уоллиса были направлены в США для работы в компаниях «Грумман» и «Дженерал Дайнемикс». Большие затраты на теоретические и экспериментальные исследования оказались ненапрасными. Впервые в истории развития самолетов изменяемой геометрии они соответствовали достигнутому уровню техники (на рубеже 50-х - 60-х годов), и успешное завершение начатых работ выразилось в серийных сверхзвуковых самолетов с изменяемой стреловидностью крыла, таких как многоцелевой истребитель TFX (F-111).

Источники информации:

  1. «Сверхзвуковые самолеты» / Э.Цихош /
  2. «Vojenska letadla» / Vaclav Nemecek, Praha, 1982 /
  3. «Х-планы» / Д.Оливер, М.Райан, АСТ, 2003 /