Boeing

Boeing-747SP
Пассажирский самолет для авиалиний большой протяженности

    В августе 1973 г. по заданию авиакомпании Пан Америкен фирма «Боинг» приступила к разработке специального варианта самолета 747 для выполнения беспосадочных полетов на маршрутах протяженностью 11000-12000 км. Разработанный самолет 747SP (Special Performance) отличается от предыдущих модификаций укороченным на 14,35 м фюзеляжем, увеличенной на 1,5 м высотой вертикального оперения и измененной конструкцией хвостовой части фюзеляжа. Вместо односекционного руля направления использован двухсекционный. Крейсерская скорость возросла до 935 км/ч.Boeing 747SP
    19 мая 1975 г. был выпущен первый 747SP, а 4 июля он совершил первый полет. В начале февраля 1976 г. самолет был сертифицирован, и в марте авиакомпания Пан Америкен получила первый самолет. Выпускался серийно в 1976-1988 гг. Всего было поставлено 45 самолетов.
    23-24 мая (марта) 1976 г. во время перегоночного полета самолет, предназначавшийся авиакомпании «South African Airways», установил мировой рекорд дальности беспосадочного полета для гражданских самолетов. С 50 пассажирами на борту B-747SP взлетел с аэродрома Пэйн-Филд (завод фирмы Боинг в Эверетте, штат Вашингтон) и прибыл в Кейптаун (ЮАР), преодолев 16560 км. 1-3 мая 1976 г. B-747SP авиакомпании Pan American Airways, пилотируемый Уолтером Г.Малликином, совершил кругосветный полет (по правилам ФАИ кругосветным считается полет, протяженность которого превосходит длину тропика Рака или Козерога, т.е. 36787,599 км), затратив на это 1 день 22 часа 0 минут 50 секунд, и установил мировой рекорд скорости для кругосветных полетов, равный 809,24 км/ч.B747SP авиакомпании South African Airways
    28-30 января 1988 г. состоялся самый быстрый кругосветный полет для гражданских лайнеров. Его выполнил возглавляемый капитаном Клэем Лейси экипаж лайнера B-747SP «Frendship One» авиакомпании United Airlines. Самолет вылетел из Сиэтла со 141 пассажиром на борту, дважды заправился топливом - в Афинах (Греция) и Тайбэе (Тайвань), затем продолжил полет в восточном направлении и вернулся в Сиэтл, покрыв расстояние в 37216 км за 36 часов 54 минуты 15 секунд.
    На самолете был установлен обычный комплекс авионики с электромеханическими средствами индикации данных. Комплекс соответствует стандартам ARINC 530 и 570. Уровень шума 747SP соответствует нормам ИКАО, глава 2.
    На 747SP устанавливались ТРДД Дженерал Электрик CF6-45A2 или -50Е2 (4 х 21100 кгс); Пратт-Уитни JT9D-7AW (4 х 22050 кгс) или -7FW (4 х 22700 кгс); Роллс-Ройс RB211-524В2 (4 х 22750 кгс) или -524С2 (4 х 23390 кгс).

Описание
Разработчик Boeing
Обозначение Boeing 747SP
Тип Дальнемагистральный пассажирский самолет
Первый полет 4 июля 1975 г.
Экипаж, чел. 3
Число пассажиров, чел.
2-х классная конфигурация 331
максимальное 440
Геометрические характеристики
Длина самолета, м 59,64
Размах крыла, м 59,64
Высота самолета, м 19,94
Диаметр фюзеляжа, м 6,5
Площадь крыла, м2 510,9
Угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд 37,5o
Размеры пассажирской кабины, м (м3) длина 42,27
максимальная ширина 6,13
максимальная высота 2,54
объем (633,1)
Максимальный вес, кг взлетный 317500
посадочный 204100
Вес самолета без топлива, кг 186000
Вес пустого снаряженного, кг 150100
Коммерческая нагрузка, кг 36100
Максимальный запас топлива, л 190630
Силовая установка
Число двигателей 4
Тип двигателя ДТРД GE CF6-50E2
Тяга двигателя, кгс 4 х 21100
Летные данные
Cкорость, км/ч (М=) крейсерская 935
максимальная (0,92)
Практический потолок, м 13720
Дальность полета (с резервами топлива), км с 331 пассажирами и багажом 11000
с 305 пассажирами и багажом 12330
Потребная длина ВПП /условия МСА, на уровне моря/, м 2330
Максимальная дальность, км 9800

B747SP

Источники информации:

  1. Boeing 747 family / Boeing /
  2. 747SP / Справочник воздушных судов /
  3. BOEING 747 / Уголок неба /
  4. Boeing Model 747 (Боинг Модель 747) / Авиация от A до Z /
  5. Книга Гиннеса об авиации / М.Тейлор и Д.Мандрэй, 1997 /

Рейтинг@Mail.ru Топ-100