convair

58-9
сверхзвуковой пассажирский самолет

Модель B-58-9     Интересная страница истории бомбардировщика В-58 Hustler связана с изучением на его основе сверхзвукового пассажирского самолета. В 1960 году Convair предложил трехступенчатую программу:

  1. B-58А должен летать на коммерческих маршрутах для сбора необходимой информации и опыта по оперативным и материально-техническим проблемам. Фактически, подобное было выполнено во время тестирования NASA.
  2. B-58А будет оснащен пятиместным «пассажирским» контейнером с герметичным салоном, иллюминаторами и системой кондиционирования воздуха. Он будет использоваться для определения комфортности полетов пассажиров со сверхзвуковой скоростью.
  3. Создание сверхзвукового пассажирского самолета (СПС/SST) на базе B-58, первый полет которого планировался в октябре 1963 года.

    Основой должен был стать проект B-58C с 4 двигателями Pratt & Whitney J58. Фюзеляж, увеличенный примерно на 50%, обеспечивал размещение 52 пассажиров. Эта концепция была обозначена как «Модель 58-9». При взлетной массе 86 т, он мог перевезти 52 пассажира на дальность 4100... 4700 км с крейсерским числом М=2,4...2,5. Узкий салон - 2 кресла в ряду с проходом между ними.
    Технически проект смотрелся весьма заманчиво: удлинить и расширить фюзеляж, чтобы разместить в нем сотню пассажирских кресел, добавить хвостовое горизонтальное оперение для улучшения балансировочных характеристик и управляемости на дозвуке... Но когда проект обсчитали экономисты, его пришлось срочно закрывать. Выяснилось, что билет на СПС от Нью-Йорка до Сан-Франциско будет стоить минимум в восемь раз дороже, чем на «Боинг-707», а такую сумму даже за сверхскоростной перелет средний американец платить не станет. Кроме того, конвэровский СПС не обладал трансатлантической дальностью, что автоматически выбивало его из конкурентной борьбы на одной из самых престижных авиатрасс. B-58-9
    Прорабатывались и другие проекты, причем в нашей стране мало кто знает, что непосредственным толчком к исследованиям СПС в США послужили данные американских разведывательных служб, полученные весной 1960 г. и свидетельствовавшие о начале работ по СПС в Советском Союзе.
Convair SST     Один из опытных В-58 использовался также в исследованиях звукового удара, проводившихся NASA. По результатам обширных испытаний с привлечением не только В-58, но и других сверхзвуковых самолетов, сверхзвуковые полеты над сушей в США были разрешены лишь в нескольких узких коридорах.

Описание
Разработчик Convair
Год проектирования 1960
Обозначение 58-9
Тип Сверхзвуковой пассажирский самолет
Экипаж, чел.  
Число пассажиров 52
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 45,75
Размах крыла, м 14,7
Высота самолета, м 10,7
Площадь крыла, м2 162,6
Максимальная взлетная масса, т 86
Масса топлива, т 43
Силовая установка
Число двигателей 4
Двигатель ТРД Pratt & Whitney J58
Тяга двигателей, кг 4 х 14700
Летные данные
Практическая дальность, км 4100... 4700
Крейсерская скорость, М= 2,4-2,5

Компоновка B-59-8
Компоновка салона

Источники информации:

  1. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
  2. Согласие на сверхзвук / И.Кудишин. Авиамастер 1.2001 /
  3. CONVAIR B-58 HUSTLER: The World’s First Supersonic Bomber / Jay Miller, Aerofax /

Помогали:

  1. Г.Омельченко

Рейтинг@Mail.ru Топ-100