Hughes

AIM-54C Phoenix
ракета «воздух-воздух» большой дальности

    В 1978 году были начаты работы по модернизации ракеты AIM-54A Phoenix. Новая модель, способная перехватывать маловысотные цели с ЭПР порядка 0,5 м2, получила индекс AIM-54C. "Фирменные" испытания AIM-54C проходили в мае-ноябре 1982, а "государственные" - в марте-августе 1983 г. В 1986 г. ракета была принята на вооружение.Подвеска AIM-54C
    AIM-54C имела двигатель с увеличенной тягой, усовершенствованную БЧ MK 82 MOD 0, полностью твердотельную электронику, и улучшенный взрыватель DSU-28, позволяющий более точно определить момент подрыва БЧ и усилить разрушительное воздействие на цель. Все это повышало возможность поражения небольших и маневренных целей, таких как крылатые ракеты.
    AIM-54C оснащена командно-инерционной и активной радиолокационной системой наведения. Командно-инерциальиая система включает в себя компьютер, выполняющий также роль автопилота, и бескарданную гиростабилизированную платформу. Командно-инерциальная система наведения позволяет осуществлять наведение ракеты по более сложным и оптимальным траекториям, повышать эффективность ее борьбы с высотными и энергично маневрирующими целями, а также увеличивать точность вывода ракеты на конечный участок полета, на котором она переходит в режим самонаведения. Кроме того, цифровая командно-инерциальная система наведения обеспечивает повышение примерно в 2 раза надежности бортовой аппаратуры, а наличие средств встроенного автоматизированного контроля дает возможность производить ее проверку независимо от системы управления оружием самолета-носителя F-14 Tomcat.6 Фениксов на F-14
    На конечном участке полета AIM-54C включается активная радиолокационная система управления.
    В июне 1985 г. прошел "фирменные" испытания новый вариант ракеты - AIM-54C ECCM/Sealed. В июле 1988 были завершены госиспытания и в том же году ракета поступила на вооружение. Ракета отличалась усиленной защитой электроники и улучшенной герметизацией, что снимало требование по жидкостному кондиционированию ракеты в полете до старта. Как и AIM-54C, новый вариант был оснащен встроенной системой диагностики, что должно было снизить эксплуатационные расходы на 15%.
    Была модернизирована и система управления оружием (СУО). F-14D получил более совершенный радиолокационный комплекс Хьюз AN/APG-71, способный сопровождать на проходе 24 цели и одновременно наводить на разные цели 6 УР "Феникс".
    Однако для АIМ-54С проблематично поражение маловысотной крылатой ракеты, летящей со скоростью более М=3.
    С 1988 г. для замены AIM-54 разрабатывалась новая УР AIM-155, но в 1992 г. эта программа была закрыта.

Описание
Разработчик Hughes Aircraft Co.
Обозначение AIM-54C Phoenix
Тип тактическая ракета «воздух-воздух»
Система наведения полуактивная+инерциальная и активная РЛ
Первый пуск 1982
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 3,96
Диаметр фюзеляжа, м 0,381
Размах крыла, м 0,915
Боевая часть фугасная Mk.82 Mod.0/WDU-29/B
Стартовый вес, кг 463
Вес БЧ, кг 60,75
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ТРДД Hercules Мk.47 Mod.1
Тяга двигателя, кгс (кН)  
Летные данные
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) на большой высоте 4800 (5)
на малой высоте (3,8)
Дальность стрельбы, км 184 (160)
Максимальная перегрузка 17
Перегрузка поражаемых целей  
Вероятность поражения цели  


AIM-54C на палубе авианосцаAIM-54C на палубе авианосца

Источники информации:

  1. Любимая кошка вице-адмирала Коннели / М.Никольский. Авиация и космонавтика 12/1999 /
  2. «История авиационного вооружения» / А.Б. Широкорад, 1999 /
  3. AIM-54 Phoenix Missile / FAS /
  4. AIM-54 Phoenix Missile / Raytheon /
  5. Grumman F-14 Tomcat

Рейтинг@Mail.ru Топ-100