C-5A «Galaxy»
стратегический военно-транспортный самолет
Самолет разработан в 60-х годах в
связи со стремлением руководства армии США обеспечить возможность переброски по
воздуху не только воздушно-десантных, но и механизированных дивизий со всем
снаряжением, включая крупногабаритные грузы.
В 1963 г. ВВС США начали готовить свои требования на тяжелый транспортный самолет,
который бы стал дополнением к самолетам Lockheed C-141 Starlifter.
Первоначально получивший обозначение СХ-4 (C - Cargo (грузовой), X - Experimental (экспериментальный),
он должен был иметь полетный вес 272155 кг. В следующем году требования к
самолету возросли: от него требовалась способность перевозить полезную нагрузку
56699 кг на расстояние 12875 км, применяться с твердых или полуподготовленных взлетных полос такой же
длины, как и для С-141, и приземляться на полуподготовленные полосы длиной 1220 м. Для
крыла устанавливался ресурс в 30000 летных часов. Техническое задание привело к конкурсу проектов, начатому в мае 1964 г.
Компании «Боинг», «Дуглас» и «Локхид» получили
контракты на доработку своих конструкций. Проект Lockheed Model 500 после ряда споров был объявлен победителем
конкурса 30 сентября 1965 г. и получил обозначение С-5А Galaxy. На конкурсе была заявлена стоимость программы $1,9 млрд, при цене самолета в $16,5 млн. Фирма «Локхид»
получила контракт на разработку и производство первой партии из 58 самолетов.
Строительство опытного образца началось в августе 1966. Первый самолет С-5А
Galaxy (#66-8303) был построен через 29 месяцев после заключения контракта - «выкатка»
состоялась 2 марта 1968 г. Первый полет С-5А 30 июня 1968 продолжался 94 минуты. Самолет
пилотировали летчики-испытатели Lockheed Leo J. Sullivan и Walter E. Hensleigh. Первая стадия испытаний
прошла успешно, если не считать потери колеса в основном шасси в ходе одной из
посадок. В начале 1969 стоимость самолета оценивалась в уже в $40 млн. В середине декабря 1969 года C-5A был передан в учебное подразделение ВВС
США на авиабазе Altus. 17 октября 1970 г. самолет 66-8303 был потерян в результате наземного пожара.
В июле 1969 г. в ходе наземных статических испытаний произошло
разрушение крыла при 84% от расчетной нагрузки. После соответствующих доработок,
4 июня 1969 г. 2-й C-5A был передан на авиабазу Edwards для 6-месячных совместных испытаний
производителя и ВВС. Первый эксплуатационный C-5 поступил в 437 авиакрыло на авиабазу Charleston (S.C.)
в июне 1970. Всего была построена 81 машина для оснащения четырех эскадрилий. Стоимость одного C-5A составила
$152.8 млн. (в ценах 1998 г).
C-5A Galaxy с максимальной взлетной массой 323 т забрал у Ан-22 «Антей» титул самого большого самолета в мире. 17 декабря
1984 г. модернизированный C-5A установил национальный рекорд США
по максимальному взлетному весу - 417684 кг (после дозаправки) с
учетом 111462 кг полезной нагрузки, которую самолет поднял на высоту 2000 м, установив тем
самым мировой рекорд грузоподъемности, утвержденный ФАИ.
Но в ходе эксплуатации самолетов
был выявлен конструктивных дефектов, которые устранялись на авиабазах по мере их
обнаружения. Однако наиболее серьезным из них была недостаточная усталостная
прочность крыла, в связи с чем в середине 70-х на всех C-5
максимальная грузоподъемность была снижена со 120 до 93 т. Это также привело к
необходимости уменьшения ресурса летательного аппарата по налету (первоначально
составлял 30000 ч.) почти в 2 раза, а по посадкам
в 5 раз. В 1976-1978 гг. была разработана программа упрочнения крыла, предусматривающая создание нового кессона
крыла с более низким уровнем напряжений, изготовленного из
новых сплавов и обладающего повышенной стойкостью к повреждениям и
антикоррозийной стойкостью.
Во время реализации этой программы на самолетах вместо первоначальных
двухконтурных турбодвигателей TF 39-GE-1AJ со статической тягой 18600 кгс устанавливались
их более совершенные модификации TF 39-GE-1C со статической тягой 19500 кгс. Были
усовершенствованы также некоторые узлы и агрегаты самолета, установлено более
совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование. Проект модифицированного самолета
получил обозначение C-5B. В эту модификацию
были переоборудованы серийные С-5А, выпущенные с 1969 по 1973 год (77 машин).
Последний самолет был сдан в июле 1986 г. Эти работы оценивались в 1,6 млрд.долл.
В 1990 г. стратегические военно-транспортные
самолеты фирмы «Локхид» в ходе операции «Щит пустыни» приняли участие в создании самого
большого в мире воздушного моста. За 22 дня 265 самолетов C-141 Starlifter и C-5 Galaxy ВВС США, а также самолеты американского резерва
гражданской авиации выполнили перевозки объемом свыше 4,65 миллионов тонно-километров.
Всего в ходе операции самолеты ВТА перевезли 482000 пассажиров и 513000 тонн груза.
В декабре 1988 г. четыре C-5 участвовали в доставке более чем 398250 килограммов
гуманитарной помощи в Армению, пострадавшую от землетрясения.
В конце 80-х 2 C-5A были модифицированы для доставки космической техники и получили обозначение C-5C.
На базе конструкции самолета С-5 «Гэлекси» фирмой «Локхид» были разработаны также проектные
предложения следующих модификаций:
- гражданский транспортный самолет L-500;
- воздушный командный пункт;
- самолет - носитель межконтинентальных баллистических ракет;
- транспортный самолет с ядерной силовой установкой;
- бомбардировщик для локальных войн малой интенсивности (типа войны во Вьетнаме);
- самолет-заправщик с уменьшенной длиной и диаметром фюзеляжа.
Источники информации:
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Модернизация самолетов C-5 / В.Нелин. Зарубежное военное обозрение. 11'1983 /
- С-5 GALAXY / Уголок неба /
- Lockheed C-5 Galaxy (Локхид С-5 Гэлакси) / Авиация от A до Z /
- Lockheed C-5 Galaxy / The Aviation Zone /
- C-5A/B Galaxy / FAS /
- Lockheed C-5 Galaxy / Goleta Air and Space Museum /