
GTD-21A
разведывательный БПЛА
Лишь очень немногим был известен сам факт существования самолетов фирмы
Локхид GTD-21 Drone, прежде чем несколько их экземпляров появились в конце 1976 года на стоянке
центра хранения и утилизации ВВС на авиабазе Дэвис-Монтан. Была проведена импровизированная
церемония проводов на «пенсию», однако наличие вооруженной охраны на пути к последней
стоянке говорило многое о секретном характере службы D-21.
В статье от 31 октября 1977 года журнал Aviation Week & Space Technology привел слова «официального лица» о том, что
«этот самолет задумывался как малоразмерный прототип для первоначальной летной проверки
конструкторских находок, воплощенных впоследствии на A-11». Журнал также сообщил, что
в 1964-1967 годах были изготовлены 38 таких самолетов, и что они временно выполняли стратегические
разведывательные полеты, пока SR-71 не встал в строй.
На самом деле создание беспилотного разведчика было реакцией ЦРУ
на поражение U-2 ракетой над Свердловском и последующее обещание президента США
Эйзенхауэра не проводить более пилотируемые разведывательные полеты над территорией
СССР. Предложение Lockheed об использовании беспилотного варианта «Старфайтера» -
QF-104 с A-12 поддержки не получило. Работы по созданию нового разведывательного БПЛА - программа
Tagboard - начались по заданию ЦРУ 10 октября 1962 г. Первоначально он именовался Q-12, но затем получил
наименование D-21 (от «Daughter» - дочь).
«Дочку» спроектировала все та же команда «скунсовцев»: по большему счету - БПЛА является производной от А-12. «Одноразовый»
беспилотный самолет полностью изготовлен из титана. Он был способен достигать
скоростей более М=3,6 на высоте более 30 км и дальности более 2000 километров. За счет более чистых аэродинамических форм и меньших геометрических размеров,
D-21 имел по сравнению с прародителем уменьшенную эффективную поверхность рассеивания
и более высокое аэродинамическое качество. Он предназначался для высотных разведывательных полетов во
враждебным воздушном пространстве и сброса контейнера с пленкой в конце полета.
Спасение и повторное использование D-21 не предполагалось.
Отделяемый контейнер с разведывательным оборудованием весом около 192 кг
устанавливался в нижней части фюзеляжа перед линией изгиба крыла. D-21 был окрашен такой же черной краской,
изготовленной на ферритовой основе, что и SR-71.
Это делалось для рассеивания тепла с поверхности самолета, а также уменьшения радиолокационной заметности самолета.
Испытания экспериментальных ЛА X-7A, оснащенных ПВРД, подтвердили
возможность отказаться от дорогого ТРДФ J-58 в пользу ПВРД фирмы Marquardt (San Fernando Valley). За основу был взят двигатель RJ43-MA-11, используемый на ЗУР Bomarc IM-99B. Для применения его на высотном разведчике в условиях низких давлений и высоких температур была значительно увеличена крейсерская скорость и высотность двигателя, предусмотрена возможность его повторного запуска (с помощью триэтилборана). Длительность работы двигателя
XRJ-MA20S-4 возросла до 1,5 ч.
Уже 7 декабря 1962 г. был выполнен макет D-21 и передан на полигон для
определения ЭПР.
Для запуска D-21А на базе А-12 были
специально построены 2 носителя (06940 и 06941), получившие обозначение M-21 и прозвище
«Матушка гусыня». D-21A устанавливался на пилоне над хвостовой частью М-21. В полете до старта,
воздухозаборник и сопло двигателя D-21A были закрыты обтекателями. Отделение разведчика происходило после разгона самолета-носителя до скорости М=3,2, достаточной для нормальной работы прямоточника. Управлял полетом
беспилотника по радиоканалу второй член экипажа.
Первый полет М-21 был выполнен 1 апреля 1964. 22 декабря 1964 г. состоялся первый полет с D-21, а 5
марта 1966 был выполнен первый пуск D-21A, который пролетел 150 миль (278 км). Во время четвертого
запуска D-21А (504) 30 июля 1966 в районе о.Мидуэй, он был «пойман» ударной волной от М-21 06941 и ударился
о носитель. Летчик-испытатель фирмы Lockheed Билл Парк и «офицер управления запуском» Рэй
Торрик катапультировались, но при катапультировании его высотный компенсирующий костюм
был поврежден и после приводнения в открытом океане сразу набрал воду.
Ввиду потери обоих ЛА, полеты оставшегося М-21 больше не производились. Сейчас
он находится в Museum of Flight, Seattle, штат Вашингтон.
Но К.Джонсон был убежден в высоких характеристиках D-21 и вскоре
выпустил модификацию D-21B с ракетным ускорителем, запускавшуюся с B-52H.
Полеты D-21A | ||||
---|---|---|---|---|
Серийный номер | Дата | Носитель | Дальность полета (км / nm) |
Примечание |
501 | 19 июня 1964 | M-21/134 | 0 | первая установка на носитель в ангаре 309/310 |
501 | 22 декабря 1964 | M-21/134 | 0 | Первый совместный полет M/D-21; пуск не производился |
502 | 05 марта 1966 | M-21/135 | 277/150 | Экипаж – Park/Beswick |
506 | 27 апреля 1966 | M-21/135 | 2070/1120 | Экипаж – Park/Torick |
505 | 16 июня 1966 | M-21/135 | 2870/1550 | Экипаж – Park/Beswick |
504 | 30 июля 1966 | M-21/135 | 0 | Экипаж – Park/Torick. Катастрофа M-21/D-21 |
Описание | |
---|---|
Разработчик | Локхид |
Обозначение | GTD-21A |
Кодовое наименование НАТО | Drone |
Тип | Беспилотный разведчик |
Экипаж | 0 |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина фюзеляжа, м | 13,1 (12,19) |
Размах крыла, м | 5,8 (5,18) |
Высота, м | 2,2 |
Стартовая масса (максимальная), кг | 5000 |
Силовая установка | |
Число двигателей | 1 |
Двигатель | ПВРД Marquardt RJ-MA20S-4 |
Тяга двигателя, кгс | 680 |
Летные данные | |
Дальность полета, км | 1932 |
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) | (3,35) |
Практический потолок, м | 29000 |
Источники информации:
- Черная птица Кларенса Джонса / М.Никольский. Авиация и космонавтика 11/2000 /
- Lockheed D-21 & D-21B / Les prototypes /
- In the Shadow of Black
- «SR-71 Blackbird in action» / Drendel, Lou, 1982 /
- Mystery aircraft
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /