Lockheed Martin

GTD-21B
разведывательный БПЛА

    После катастрофы M-21 и D-21A в августе 1966 г. программа Tagboard была закрыта.Отработка полетов B-52H с двумя D-21B
    Однако история разведывательного «трехмахового» БПЛА на этом еще не закончилась. Отчаянной попыткой спасти концепцию «дочки-матери» стала замена носителя: теперь в роли «авиаматки» выступал B-52H, который мог транспортировать даже два БПЛА. Разведчики подвешивались под плоскостями крыла между фюзеляжем и внутренними пилонами двигателей бомбардировщика.
    12 декабря 1966 г. первый B-52H (60-0036) прибыл на завод Lockheed в Палмдейл для модернизации, вскоре сюда поступил и второй (60-0032). Испытательные полеты проводились с авиабазы Бил, в них принимали участие два В-52Н из 4200-го испытательного авиакрыла («A» Flight). Гигантский бомбардировщик представлялся более безопасной платформой для запуска БПЛА, однако Боинг при всем желании не мог разогнаться до скорости, необходимой для нормальной работы ПВРД разведчика. Разгонять беспилотник до М=1,5 предстояло жидкостному реактивному ускорителю. Он запускался через 2-5 с после сброса и, отработав 90 с, отделялся. Вариант БПЛА с дополнительным ЖРД получил обозначение D-21В. Схема маршрута D-21B
    По окончании разведывательной миссии D-21B должен был снижаться до 18 км и в заданном районе сбрасывать отсек с разведоборудованием. Затем БПЛА самоликвидировался. После спуска отсека до высоты 4,5 км раскрывался парашют и его должен был подхватывать в воздухе специально оборудованный самолет Lockheed JC-130B «Cat’s-Whiskers». Если подхват не удавался, приводнившийся отсек должен подбираться специальным кораблем, но в ходе реальных операций удачно проходил только первый вариант.
    Всего по программе «Senior Bowl» было осуществлено 17 пусков. Причем во всех случаях B-52H нес только один разведчик под правым пилоном. Имеется информация, что не менее четырех раз В-52 с D-21В совершали полеты на выполнение реальных разведывательных заданий; БПЛА, в частности, летали над КНР.D-21B под крылом B-52H
    Первый «боевой» запуск D-21B (#517) с B-52H произошел 9 ноября 1969. После съемки китайского ядерного полигона у озера Лоб-нор разведчик не лег на обратный курс, а продолжал полет до выработки топлива. Он был найден советской контразведкой в нескольких сотнях километров от полигона Тюра-Там (Байконур). Американский беспилотный высотный самолет-разведчик послужил основой для проекта БПЛА «Ворон» ОКБ А.Н.Туполева. Уже после распада Советского Союза бывшему руководителю «Skunk Works» Бену Ричу, посетившему Москву, были вручены несколько деталей пропавшего разведчика.
    Второй «боевой» запуск D-21B произошел 16 декабря 1970. D-21B номер 523 пролетел почти 5000 км, но JC-130B не смог подхватить отсек, благополучно приводнившийся в Tихом океане. Однако корабль не смог подобрать отсек с первого раза, а на второй попытке «переехало» полезный груз!Пуск D-21B
    Третью разведывательную миссию выполнил 4 марта 1971 D-21B номер 526. Он пролетел 5400 км только затем, чтобы потерять полезный груз в море. Четвертая и последняя попытка состоялась 20 марта 1971 г. Эксперты 4200-го авиакрыла и «Skunk Works» полагали, что номер 527, вероятно, работал со сбоями и был сбит около Лобнора.
    Окончательно программу «прикрыли» 23 июля 1971 г. В 1973 г D-21 был снят с вооружения. Причем причиной аннулирования стал даже не высокий технический риск, а порочность самой концепции: даже богатейшая страна мира не смогла себе позволить принять на вооружение одноразовый титановый суперскоростной самолет. Стоимость каждого D-21B, поставленного в 4200-е авиакрыло, с учетом эксплуатационных расходов составила 5,5 млн. долл. в ценах 1970 г. Кроме того, вопрос о доставке разведчиком отснятого материала на техническом уровне так и не разрешили.

Пуски по программе Senior Bowl, B-52H
Номер Дата пуска Носитель Дальность полета
(км / nm)
Примечание
501 28 сентября 1967 B-52H 0 Fell off the B-52H pylon en-route to the test site
507 6 ноября 1967 B-52H 250/134  
509 2 декабря 1967 B-52H 2650/1430  
508 19 января 1968 B-52H 520/280  
511 10 апреля 1968 B-52H 280/150  
512 16 июня 1968 B-52H 5300/2850 Отсек и камера возвращены.
514 1 июля 1968 B-52H 150/80  
516 28 августа 1968 B-52H 145/78  
515 15 декабря 1968 B-52H 5470/2953 Отсек и камера возвращены; фото хорошие.
518 11 февраля 1969 B-52H 1390/751  
519 10 мая 1969 B-52H 5100/2753 Отсек и камера возвращены; фото чистые
520 10 июля 1969 B-52H 5440/2937 Отсек и камера возвращены; фото хорошие.
517 9 ноября 1969 B-52H неизвестна 1-я разведывательная миссия; катастрофа в СССР.
521 20 февраля 1970 B-52H 5390/2909 Отсек и камера возвращены; фото хорошие.
523 16 декабря 1970 B-52H 4900/2648 2-я разведывательная миссия; отсек утоплен кораблем
526 4 марта 1971 B-52H 5435/2935 3-я разведывательная миссия; отсек не возвращен
527 20 марта 1971 B-52H неизвестна 4-я разведывательная миссия; падение около Лобнора (Китай)
Описание
Разработчик Локхид
Обозначение GTD-21B
Кодовое наименование НАТО Drone
Тип Беспилотный разведчик
Экипаж 0
Геометрические и массовые характеристики
Длина фюзеляжа, м 13,1 (12,19)
Размах крыла, м 5,8 (5,18)
Высота, м 2,2
Стартовая масса (максимальная), кг 5000
Силовая установка
Число двигателей 1
Двигатель ПВРД Marquardt XRJ-MA20S-4
Тяга двигателя, кгс 680
Ускоритель ЖРД
Летные данные
Дальность полета, км 5000
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) (3,35/3,6)
Практический потолок, м 29000

Вид D-21B с ускорителем и безКомпоновка D-21B с ускорителем
2 D-21B под крылом B-52HD-21B под крылом B-52H. Вид с дозаправщика.

Источники информации:

  1. Черная птица Кларенса Джонса / М.Никольский. Авиация и космонавтика 11/2000 /
  2. LOCKHEED D-21 & D-21B / Les prototypes /
  3. In the Shadow of Black
  4. «SR-71 Blackbird in action» / Drendel, Lou, 1982 /
  5. Mystery aircraft / fas.org /
  6. «ПВРД - задание на завтра» / Е. Ерохин, «Двигатель» №1 2001 /
  7. «Кто подслушивает президентов» / Н.А.Брусницын, М., Вита-Пресс, 2000 /

Помогали

Рейтинг@Mail.ru Топ-100