GTD-21B
разведывательный БПЛА
После катастрофы M-21 и D-21A в августе 1966 г. программа Tagboard была закрыта.
Однако история разведывательного «трехмахового» БПЛА на этом еще не закончилась. Отчаянной попыткой спасти концепцию
«дочки-матери» стала замена носителя: теперь в роли «авиаматки» выступал B-52H, который мог транспортировать
даже два БПЛА. Разведчики подвешивались под плоскостями крыла между фюзеляжем и внутренними пилонами двигателей бомбардировщика.
12 декабря 1966 г. первый B-52H (60-0036) прибыл на завод Lockheed в Палмдейл для модернизации, вскоре сюда поступил и второй (60-0032). Испытательные полеты
проводились с авиабазы Бил, в них принимали участие два В-52Н из 4200-го испытательного авиакрыла
(«A» Flight). Гигантский бомбардировщик представлялся более безопасной платформой для запуска БПЛА, однако Боинг при всем желании не мог разогнаться до скорости, необходимой для нормальной работы ПВРД разведчика. Разгонять беспилотник
до М=1,5 предстояло жидкостному реактивному ускорителю.
Он запускался через 2-5 с после сброса и, отработав 90 с, отделялся. Вариант БПЛА с дополнительным ЖРД получил обозначение D-21В.
По окончании разведывательной миссии D-21B должен был снижаться до 18 км и в
заданном районе сбрасывать отсек с разведоборудованием. Затем БПЛА
самоликвидировался. После спуска отсека до высоты 4,5 км раскрывался парашют и его
должен был подхватывать в воздухе специально оборудованный самолет Lockheed JC-130B «Cat’s-Whiskers». Если подхват не удавался,
приводнившийся отсек должен подбираться специальным кораблем, но в ходе реальных
операций удачно проходил только первый вариант.
Всего по программе «Senior Bowl» было осуществлено 17 пусков.
Причем во всех случаях B-52H нес только один разведчик под правым пилоном. Имеется информация, что не менее
четырех раз В-52 с D-21В совершали полеты на выполнение реальных разведывательных заданий;
БПЛА, в частности, летали над КНР.
Первый «боевой» запуск D-21B (#517) с B-52H произошел 9 ноября 1969.
После съемки китайского ядерного полигона у озера Лоб-нор разведчик не лег на обратный
курс, а продолжал полет до выработки топлива. Он был найден советской
контразведкой в нескольких сотнях километров от полигона Тюра-Там (Байконур). Американский беспилотный высотный самолет-разведчик
послужил основой для проекта БПЛА «Ворон» ОКБ А.Н.Туполева.
Уже после распада Советского Союза бывшему руководителю «Skunk Works» Бену Ричу, посетившему Москву, были вручены несколько деталей пропавшего разведчика.
Второй «боевой» запуск D-21B произошел 16 декабря 1970. D-21B номер 523 пролетел почти 5000
км, но JC-130B не смог подхватить отсек, благополучно приводнившийся в Tихом
океане. Однако корабль не смог подобрать отсек с первого раза, а на второй попытке «переехало»
полезный груз!
Третью разведывательную миссию выполнил 4 марта 1971 D-21B номер 526. Он
пролетел 5400 км только затем, чтобы потерять полезный груз в море.
Четвертая и последняя попытка состоялась 20 марта 1971 г. Эксперты 4200-го авиакрыла и «Skunk Works»
полагали, что номер 527, вероятно, работал со сбоями и был сбит около Лобнора.
Окончательно программу «прикрыли» 23 июля 1971 г. В 1973 г D-21 был снят с
вооружения. Причем причиной аннулирования стал даже не высокий технический риск, а порочность самой концепции: даже богатейшая страна
мира не смогла себе позволить принять на вооружение одноразовый титановый суперскоростной самолет.
Стоимость каждого D-21B, поставленного в 4200-е авиакрыло, с учетом эксплуатационных
расходов составила 5,5 млн. долл. в ценах 1970 г. Кроме того, вопрос о доставке разведчиком отснятого материала на техническом уровне так и не разрешили.
Пуски по программе Senior Bowl, B-52H | ||||
---|---|---|---|---|
Номер | Дата пуска | Носитель | Дальность полета (км / nm) |
Примечание |
501 | 28 сентября 1967 | B-52H | 0 | Fell off the B-52H pylon en-route to the test site |
507 | 6 ноября 1967 | B-52H | 250/134 | |
509 | 2 декабря 1967 | B-52H | 2650/1430 | |
508 | 19 января 1968 | B-52H | 520/280 | |
511 | 10 апреля 1968 | B-52H | 280/150 | |
512 | 16 июня 1968 | B-52H | 5300/2850 | Отсек и камера возвращены. |
514 | 1 июля 1968 | B-52H | 150/80 | |
516 | 28 августа 1968 | B-52H | 145/78 | |
515 | 15 декабря 1968 | B-52H | 5470/2953 | Отсек и камера возвращены; фото хорошие. |
518 | 11 февраля 1969 | B-52H | 1390/751 | |
519 | 10 мая 1969 | B-52H | 5100/2753 | Отсек и камера возвращены; фото чистые |
520 | 10 июля 1969 | B-52H | 5440/2937 | Отсек и камера возвращены; фото хорошие. |
517 | 9 ноября 1969 | B-52H | неизвестна | 1-я разведывательная миссия; катастрофа в СССР. |
521 | 20 февраля 1970 | B-52H | 5390/2909 | Отсек и камера возвращены; фото хорошие. |
523 | 16 декабря 1970 | B-52H | 4900/2648 | 2-я разведывательная миссия; отсек утоплен кораблем |
526 | 4 марта 1971 | B-52H | 5435/2935 | 3-я разведывательная миссия; отсек не возвращен |
527 | 20 марта 1971 | B-52H | неизвестна | 4-я разведывательная миссия; падение около Лобнора (Китай) |
Описание | |
---|---|
Разработчик | Локхид |
Обозначение | GTD-21B |
Кодовое наименование НАТО | Drone |
Тип | Беспилотный разведчик |
Экипаж | 0 |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина фюзеляжа, м | 13,1 (12,19) |
Размах крыла, м | 5,8 (5,18) |
Высота, м | 2,2 |
Стартовая масса (максимальная), кг | 5000 |
Силовая установка | |
Число двигателей | 1 |
Двигатель | ПВРД Marquardt XRJ-MA20S-4 |
Тяга двигателя, кгс | 680 |
Ускоритель | ЖРД |
Летные данные | |
Дальность полета, км | 5000 |
Максимальная скорость полета, км/ч (М=) | (3,35/3,6) |
Практический потолок, м | 29000 |
Источники информации:
- Черная птица Кларенса Джонса / М.Никольский. Авиация и космонавтика 11/2000 /
- LOCKHEED D-21 & D-21B / Les prototypes /
- In the Shadow of Black
- «SR-71 Blackbird in action» / Drendel, Lou, 1982 /
- Mystery aircraft / fas.org /
- «ПВРД - задание на завтра» / Е. Ерохин, «Двигатель» №1 2001 /
- «Кто подслушивает президентов» / Н.А.Брусницын, М., Вита-Пресс, 2000 /
Помогали