Одна из крупнейших аэрокосмических фирм США со
штаб-квартирой в Бербенке (Burbank, штат Калифорния).
Входит в число 100 крупнейших промышленных корпораций Соединенных Штатов.
Lockheed имеет 3 крупных отделения и несколько дочерних
фирм в Соединенных Штатах, а также филиалы в Канаде, Австралии, Швейцарии и других странах. Ее
предприятия расположены в 11 городах, находящихся в 5 штатах США. Объем продаж в 1981 г. превысил 6,2
млрд. долл., а число занятых составило 71,3 тыс. человек. “Локхид” производит
военно-транспортные самолеты, баллистические ракеты, спутники связи, электронное оборудование
и другую технику военного назначения, а также технически сложное оборудование.
Фирма основана в начале 1916 как Loughead Aircraft Manufacturing Co. братьями Allan и
Malcolm Loughead, в 1926 переименована в Lockheed Aircraft Co. В 1941
приобрела Vega Aircraft Corporation (основанную ей в 1937, как
дочернее предприятие). В 20-е годы выпускает ряд пассажирских самолетов. 4 июля 1927 в воздух
поднялся обтекаемый пятиместный самолет Вега, спроектированный Джоном К.Нортропом при участии
Ж.Ф. Валти. В 1928-32 на нем был совершен ряд дальних
перелетов, в том числе и кругосветные.В 1931 взлетает 5-местный "Orion" с убирающимся шасси.
За счет хорошей аэродинамики он обгонял многие истребители того времени. Высотный вариант
легкого транспортного самолета Lockheed 10 Electra (1937 г),
оснащенный двигателями с турбонагнетателем Пратт-Уитни XR-1340-43, стал первым в мире самолетом с
полностью герметизированной кабиной.
С 1935 Lockheed выпускает также боевые
самолеты. За годы второй мировой войны корпорация совершила крупный скачок,
превратившись из небольшого предприятия в крупнейшего подрядчика Пентагона. В конце 1936 г. в
ней было занято всего 1200 человек, а к середине 1943 г. число работающих достигло 94 тыс. человек. С 1939
по 1945 она выпустила 19273 машин различных типов. Из них 9923 высотных скоростных истребителей P-38 Lightning,
использовавшихся также в качестве разведчика и истребителя-бомбардировщика. Первый послевоенный рекорд дальности был установлен в
1946 морским разведывательным самолетом P2V-1 Neptun,
пролетевшим 18082 км.
Разработка передовых технологий на фирме Lockheed в послевоенный период ведется в Advanced
Development Projects office, больше известном как "Skunk Works"
(переделанное "Skonk Works" - название популярной полосы художника-карикатуриста Аль-Каппа в юмористической
газете "Ли'л Эбнер"), расположенном в Palmdale (Калифорния). Это подразделение было создано
для разработки ХР-80 - прототипа P-80 (F-80) "Шутинг Стар". Этот первый истребитель с ТРД,
поступивший на вооружение ВВС США взлетел 8 января 1944 и успешно применялся в войне в Корее. С
1950 по 1959 выпускался его учебно-тренировочный вариант T-33. F-94 "Старфайр" (1949) стал первым
всепогодным реактивным перехватчиком ПВО США.
Корпорация сделала большой бизнес на войнах в Корее и Индокитае.
Для ЦРУ были созданы стратегические разведывательные самолеты U-2 и А-12, беспилотные
разведчики D-21, для ВВС - SR-71 Blackbird и легкий
истребитель F-104A, для ВМФ - патрульный P-3 „Orion” и палубный S-3A „Viking”. Были разработаны
пассажирские самолеты - поршневые "Констеллейшен" и "Супер
Констеллейшен", турбовинтовой "Electra", реактивные "JetStar" и L-1011 „Tristar”. После
неудачи с проектом СПС L-2000,
а затем и проигрыша рынка пассажирских перевозок широкофюзеляжному DC-10, Lockheed в 70-х
гг. прекращает разработку пассажирских лайнеров.
Военно-транспортные самолеты C-130 „Hercules”, C-141A
и B Starlifter долгое время составляли основу ВТА США. С-5А “Galaxy” - стал
крупнейшим военно-транспортным самолетом в мире.
В 1978 г. прямые заказы Пентагона составили 30%, а контракты военного характера по
бюджетам других правительственных ведомств - еще 18% всего объема производства этой корпорации.
“Локхид” принимала участие в разработке и производстве баллистических ракет для подводных
лодок “Поларис”, “Посейдон” и “Трайдент”. В начале 70-х годов, когда “Локхид” из-за афер с
продажей самолетов попала в трудное финансовое положение, правительство США фактически спасло
ее от банкротства, гарантировав займы на крупную сумму. “Локхид” активно действует на
международном рынке вооружений. В середине 70-х годов были разоблачены многочисленные аферы
этой корпорации, систематически занимавшейся подкупом влиятельных иностранных деятелей.
В начале 1993 Lockheed приобрела самолетостроительное отделение фирмы “Дженерал
дайнэмикс” (истребитель F-16 и др.). В марте 1995 Lockheed Co. и Martin Marietta Co. объединились в Lockheed Martin с общим
персоналом в 190 000 чел.
В настоящее время в Lockheed Martin совместно с Boeing ведутся работы по созданию истребителя 5-го
поколения F-22, перспективного истребителя JSF (прототип X-35),
беспилотного разведчика DarkStar, прототипа одноступенчатого космического корабля
многоразового использования X-33.
Кларенс Л. "Келли" Джонсон (Clarence L. "Kelly" Johnson) (27.11.1910 - 21.12.1990)–
крупнейший конструктор военных самолетов, директор Skunk Works до 1975.
Начинал свою карьеру на фирме "Локхид" в 1933 в качестве разработчика
инструментальной оснастки. Создал ок.40 типов боевых самолетов, среди них такие этапные
в истории авиации, как истребитель F-104 Starfighter (первый серийный самолет со скоростью
М>2), стратегические разведывательные самолеты U-2 (1955), A-12 (1962) и SR-71 Blackbird (1964).
Бенжамин (Бен) Рич (Ben R. Rich)
(1926 - 5.01.1995) – один из ведущих конструкторов и менеджеров «Локхид эйркрафт корпорейшн», президент
Skunk Works с 1975 по 23.12.1990.
Работал в Skunk Works с 1954. Участвовал в
разработке U-2, SR-71. В 1975 Рич стал вице-президентом и генеральным менеджером
проекта, засекреченного настолько, что Ричу пришлось на время сменить фамилию. Он стал
именоваться Беном Дувром и руководил работами по использованию технологии stealth по программе Heave Blu.
В декабре 1977 взлетел XST, демонстратор технологии, а 18 июля 1981 - F-117A. C 1983 начаты работы по
программе ATF.
29 сентября 1990 взлетел YF-22 - прототип истребителя пятого поколения F-22A.
За создание самолетов «Стелс» Рич получил премию Коллиера, высшую награду Национальной ассоциации аэронавтики США и
медаль за отличную службу - высшую военную награду для гражданских лиц.
Рич проработал на
«Локхиде» 40 лет, создав около 20 типов боевых
машин. В начале 1991 года Рич ушел в отставку.
Однако уже после этого он одержал свою
крупнейшую победу: со «стелс»-истребителем
YF-22 выиграл тендер у основного соперника «Локхид»
- компании «Нортроп корпорейшн», представившей YF-23. Это должно принести его
фирме контракты общей стоимостью в 100 миллиардов долларов.
Уже будучи в отставке, Бен Рич посетил бывший Советский Союз, где ему вручили фрагменты остатков D-21B,
пропавшего в 1969 г. в СССР после выполнения миссии над Китаем.
Источники информации:
Смотри также