M-21
носитель разведывательного БПЛА
Разведчик A-12 обладал уникальными характеристиками, тем
не менее абсолютную неуязвимость самолета разработчики не гарантировали. Большие шансы на выживание могла иметь комбинация
«мать-дочка»: А-12 с дистанционно управляемым беспилотным разведчиком. Носитель должен был доставлять
«дочку» возможно ближе к объекту разведки, не входя в зону действия средств ПВО или РЛС обнаружения воздушных целей, после чего произвести отделение беспилотного самолета. Выполнение собственно разведывательного задания возлагалось на беспилотный аппарат; кассета с отснятой фото пленкой должна была сбрасываться над своей территорией или же подхватываться в воздухе специально оборудованными вертолетами и самолетами
(Lockheed JC-130B Hercules).
Повторное использование D-21 (от «Daughter» - дочь) не предполагалось.
Эксперименты по отработке концепции сбрасываемого разведывательного БПЛА
D-21проводились в середине 60-х годов. Носитель получил обозначение М-21 ( от «Mother», 21 -
перевернутое «12» ) и прозвище «Матушка гусыня». В летных испытаниях принимали участие два
специально построенных двухместных самолета А-12 (№№ 60-6940 и 60-6941), у которых в отсеке под фоторазведывательную аппаратуру оборудовалось рабочее место второго члена экипажа
(«офицер управления запуском» - LCO), отвечавшего за работы с беспилотным разведчиком.
Двухместная кабина была выполнена аналогично SR-71A. Оператор должен был наблюдать за пуском
БПЛА через перископ. Сам разведчик крепился к специальному пилону, установленному сверху фюзеляжа. Вопреки мнению К.Джонсона,
по требованию аэродинамиков высота пилона была снижена, что в последствии привело к
катастрофе. Зазор между концами консолей D-21 и верхним краем килей M-21 составил всего 15 см.
Отделение разведчика происходило после разгона самолета-«матери» до скорости М=3,2, достаточной для нормальной работы прямоточника. Управлял полетом
беспилотника по радиоканалу второй член экипажа.
Наземные испытания первого M-21 и первого D-21 (501) начаты 19 июня 1964 г. в здании 309/310 в Burbank.
Во всех испытательных полетах М-21 пилотировал летчик-испытатель фирмы Lockheed Билл Парк, место второго члена экипажа занимали попеременно инженеры
«Skunk Works» Рэй Торик и Кейт Бесвик. Все полеты фиксировались на кинопленку с борта второго переоборудованного А-12: его экипаж состоял из Арта Петерсона и одного из двух задействованных в программе бортинженеров.
Первый полет М-21 был выполнен 1 апреля 1964. 22 декабря 1964 г., в день первого вылета SR-71A, M-21 совершил первый полет с D-21. Первый
пуск намечался на 27 марта 1965, но из-за многочисленных проблем состоялся лишь 5
марта 1966. D-21A, запущенный над Тихим океаном где-то между Мугу и авиабазой Ванденберг,
пролетел 150 миль (278 км). Обтекатель воздухозаборника, сброшенный перед пуском,
сильно повредил переднюю кромку крыла D-21, и в дальнейшем полеты осуществлялись без обтекателя.
Двигатель D-21 запускался на скорости М=1,24 еще в районе Альбукерке (Нью-Мехико).
Его дополнительная тяга помогала быстрее разогнать связку до скорости разделения, но
к моменту старта на D-21 оставалось всего 25% топлива. Старт с 50 % горючего был осуществлен 27 апреля 1966, а
первый пуск с полным запасом горючего - 16 июня 1966.
30 июля 1966 в районе о.Мидуэй с М-21 06941 был осуществлен четвертый запуск D-21А (504) с
полным запасом топлива. В результате «ассимметрии» тяги в момент разделения М-21 на скорости М=3,25
столкнулся с D-21, который повредил правый киль, двигатель и консоль крыла носителя. М-21 на крейсерской скорости полета имел нейтральную устойчивость, поэтому утрата хвостового оперения моментально привела к полной потере устойчивости и управляемости. Самолет начал разваливаться на куски. На скорости М=3 фюзеляж буквально
«вывалился» из планера.
Парк принял решение катапультироваться. Летчик и бортинженер приводнились в океан. Подоспевший спасательный вертолет оперативно эвакуировал обоих членов экипажа на борт корабля ВМС США. Парк отделался незначительными
травмами: а вот Рэй Торик скончался от полученных при катапультировании травм на борту корабля.
Весь небольшой коллектив «Сканк Уоркс» остро переживал трагедию; Кэлли Джонсон лично запретил все полеты по программе А-12/D-21. Программа TAG-BOARD
была прекращена, оставшийся М-21 сейчас находится в Museum of Flight, Seattle, штат Вашингтон.
В дальнейшем D-21B использовались с модифицированного самолета - носителя B-52H (программа «Senior Bowl»).
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Локхид | |
Обозначение | M-21 | |
Тип | Носитель беспилотного разведчика | |
Первый полет | 1 апреля 1964 | |
Экипаж | 2 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 2 | |
Двигатель | ТРДФ Пратт-Уитни J58 | |
Тяга двигателя, кгс | максимал | 9298 |
на форсаже | 14723 | |
Летные данные | ||
Дальность полета (максимальная), км | 2000 (4700) | |
Максимальная скорость полета | 3,35М | |
Практический потолок, м | 29000 |
Источники информации:
- Черная птица Кларенса Джонса / М.Никольский. Авиация и космонавтика 11/2000 /
- Le lockheed M-21 / Les prototypes /
- «SR-71 Blackbird in action» / Drendel, Lou, 1982 /
- Mystery aircraft / fas.org /
- «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /