Левинских Александр Александрович

А.А.Левинских
А.А.Левинских

Главный конструктор, кандидат технических наук (1965), лауреат Государственной премии, заслуженный конструктор РСФСР. Полковник.
Родился 5 декабря 1919 в г.Березовский Свердловской области. Окончил 3 курса Уральского индустриального института (1941), ВВА им. проф. Н.Е.Жуковского (1944), Высшие инженерные курсы при МВТУ по проектированию ЛА (1952).
С 1944 по 1966 – в ГК НИИ ВВС, г.Москва: инженер-испытатель, ведущий инженер, начальник отделения, начальник отдела. Принимал участие в макетных комиссиях и летных испытаниях самолетов Ил-28, Ту-4, Ту-16, М-50, 3М, МиГ-25, Як-25, Як-27, Як-28 и др., а также самолетов США «Эйркобра», В-17, В-29 и трофейных немецких самолетов Ме-109 и Ме-262.
В 1966 Решением СМ СССР направлен на работу в авиапромышленность с оставлением на действительной военной службе.
С 1966 по 2008 в ОКБ А.С.Яковлева: заместитель главного конструктора, главный конструктор. 22 августа 1984 по представлению А.С.Яковлева, уходившего на пенсию, назначен ответственным руководителем ОКБ. С 1991 – главный консультант ОКБ. С 2008 – на пенсии.
Работая в ОКБ, принимал участие в создании всех самолетов и БЛА «Як». Под его руководством в 1974 Як-40 стал первым отечественным самолетом, получившим сертификаты по западным нормам летной годности и экспортированным в развитые страны (Италия, ФРГ). В 1980-е создан единственный в мире сверхзвуковой СВВП Як-41 (Як-141), велось проектирование и построен макет самолета радиолокационного дозора и наведения Як-44Э, разработан и внедрен в серию экономичный ближнемагистральный лайнер Як-42Д, разработана его модификация Як-42М, для производства которой впервые в стране по его предложению была создана конструкторско-производственно-сбытовая Ассоциация «Скорость» в составе ОКБ, серийных и ремонтных заводов и банка. Решение о серийном выпуске Як-42М не было реализовано ввиду распада СССР, но проектные наработки используются при создании ближне-среднемагистрального лайнера МС-21.
Автор 16 научных работ. Лауреат Государственной премии СССР (1977).
Умер 26 января 2013 года в Москве. Похоронен на Долгопрудненском кладбище.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени (дважды), Отечественной войны II ст., Красной Звезды (дважды), Дружбы, медалями, нагрудным знаком «Почетный авиастроитель РФ».

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован.