Строительство завода «Взрыватель» в г.Воронеж начато с июня 1916 года.
С 1918 года по 1930 год незаконченные строительством здания частично эксплуатировались 11-й авиабригадой РККА, а частично принадлежали заводу № 35 НКО.
10 августа 1931 года – день рождения завода №16 как авиастроительного. В 1932 году завод собрал десять самолетов. Всесоюзное авиационное объединение сочло нужным ликвидировать самолетостроительный профиль завода и переориентировать его на серийное производство самолетного оборудования.
А в феврале 1934 года по приказу Главного управления авиационной промышленности «Гипроавиапром» разрабатывается еще один проект реконструкции — на производство моторов воздушного охлаждения М-11 конструкции А.Д.Швецова.
С 16 октября по 11 ноября 1941 года по решению Государственного Комитета Обороны произошла эвакуация Воронежского завода №16 в Казань, на территорию завода №27. В состав объединённого предприятия — «Завод № 16» вошли также московский моторный завод № 82 и московский агрегатно-моторный завод № 219.
С 1941 по 1945 год на заводе работало поточное производство моторов ВК-105, а в ноябре 1942 года заводчане приступили к освоению нового форсированного мотора В.Я.Климова М-105ПФ, мощностью 1200 лошадиных сил.
В 1943 году в опытно-конструкторском бюро, возглавляемом В.П.Глушко, был создан первый отечественный жидкостный реактивный двигатель РД-1.
C марта 1946 года завод осваивает выпуск турбореактивного двигателя РД-20. С этой целью на заводе создаётся опытно-конструкторское бюро.
В сентябре 1948 коллектив моторостроителей получает новое задание — приступить к организации производства нового двигателя РД-500 конструктора В.М.Яковлева, предназначенного для самолёта Як-23, который выпускался до 1951 года.
В 1949 году объединение осваивает двигатель АЛ-3 конструкции А.М.Люлька. С 1951 по 1953 год был налажен выпуск двигателя ВК-1 конструкции В.Я.Климова с тягой 2700 кг, ресурсом 200 часов для самолётов МиГ-15.
С 1953 года осваивали производство двигателя АМ-3 (РД-3М-500) конструкции А.А.Микулина. Он устанавливался на самолёты А.Н.Туполева Ту-16 и Ту-104.
В 1954 г. главным конструктором ОКБ-16 стал П.Ф.Зубец.
Начиная с 1962 года, коллектив осваивал семейство двигателей НК-8-3 и НК-8-4 конструкции Н.Д.Кузнецова. Эти двигатели с реверсом тяги устанавливались на межконтинентальный самолёт Ил-62.
С 1969 года в объединении был организован серийный выпуск двигателя НК-8-2У для самолётов Ту-154.
Начиная с 1975 года завод освоил выпуск двигателей НК-86 конструкции Н.Д.Кузнецова, устанавливавшихся на самолёт Ил-86.
В 1976 г. на базе двух заводов — головного (г.Казань) и филиала (г.Буинск) было образовано «Казанское моторостроительное производственное объединение» (КМПО).
В 1994 г. образовано Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение» (АО КМПО).