Завод № 24

Предприятие образовано 19 октября 1912 года французской компанией «Гном-Рон», когда был создан небольшой завод по сборке авиационных ротативных семицилиндровых звездообразных моторов «Гном» мощностью 80 л. с. Соответственно созданный завод получил наименование «Гном».
В 1915 году рижский авиамоторный завод «Мотор» в ходе начавшейся Первой мировой войны эвакуируется в Москву, в район Замоскворечья.
В 1917 году на уже существующей площадке в Москве французским предпринимателем был построен ещё один завод — «Сальмсон».
В декабре 1918 года постановлением Президиума ВСНХ эти заводы, как и вся авиационная промышленность, были национализированы. Завод «Гном» был переименован в «Икар», став Государственным авиационным заводом № 2 (ГАЗ № 2), завод «Сальмсон» — переименован в «Амстро». «Мотор» сохранил свое наименование став Государственным авиационным заводом № 4 (ГАЗ № 4).
В начале 1920-х годов при активной помощи со стороны наркома М.В.Фрунзе оба номерных завода начали возрождаться и укрупняться, при этом в 1924 году завод «Мотор» был объединён с заводом «Амстро». В знак благодарности об оказанной заботе работники завода № 4 вышли с предложением о присвоении своему предприятию имени наркома и завод был назван «Мотор № 4 им. М.В.Фрунзе».
В 1927 году по решению правительства заводы «Икар № 2» и «Мотор № 4» объединили и в результате слияния был создан завод, получивший название «Завод № 24 им. М.В.Фрунзе».
В августе 1941 года завод им. М.В.Фрунзе был награждён орденом Ленина. 15 октября 1941 года принято решение эвакуировать завод в Куйбышев (ныне город Самара).
В июле 1945 завод награждён орденом Красного Знамени.
В 1960-1966 годах завод работал под именем «Организация п/я 32».
С 1967 года — Куйбышевский моторостроительный завод им. М.В.Фрунзе
В мае 1977 года завод преобразован в Куйбышевское производственное объединение (КМПО) им. М.В.Фрунзе.
В октябрь 1991 года, в связи с переименованием города, КМПО переименовано в Самарское производственное объединение (СМПО).
В 1996 году предприятие было приватизировано и на его основе образовано ОАО «Моторостроитель».
В апреле 2010 ОАО «Моторостроитель» преобразовано в ОАО «Кузнецов».

Директор:
1910 — Т.Ф.Калеп
Управляющий (01.1924)- М.Д.Карнаухов
02-12.1925 — П.Г.Кринкин
06.1926-03.1927 — М.С.Мансырев,
03.1927-02.1930 — Г.Н.Королев
1930 — И.И.Побережский
и.о. 11.1933; 04.1936г.- Колосов;
06.1934-9.12.1937 — И.Э.Марьямов (репрессирован),
9.12.1937-13.01.1939 — И.Т.Борисов (снят),
02.1940 — Д.М.Соколов,
02-12.1940 — В.М.Дубов,
1941-1950 — М.С.Жезлов,
1950-; -1959 — П.Д.Лаврентьев,
1951-1953 — Г.М.Попов.
Гендиректор:
1961-1982 — Л.С.Чеченя,
1987-2006 — И.Л.Шитарев

Испытатели завода

Производство:
приводы, литье (1909);
авиационные двигатели:
поршневые: “Rhone” 110 л.с. (1919), 120 л.с. (1919), М-1, М-2 (1918-30), М-4, М4-НРБ (опытный, 1924-27), М-5 (1925-30), М8-РАМ (опытный, 1926), М-11 (-1927-29-), М-12 (1929), М-15 (1931-32)- 406, М-17 (1931), М-26 (1931-32)- 445, М-27 (1932), АМ-34 (1930-40), АМ-34бис (1941-42), М-23 (1933-), М-25 (1938-39), АМ-35 (1939-40)- 39, АМ-35А (1940-44)- 4625, М-62 (1939-41), М-ГФН (1940), ГАМ-34БС для бронекатеров (1942)- 31, АМ-37 (1941), АМ-38 (1942-43)- 9292, АМ-38Ф (1942-46)- 32316, АМ-42 (1942-49; 1951-54)- 10374, АМ-40 (1946-47)- 29; П-020, П-032;
ГТД: РД-20, РД-500, ВК-1 (1950-52), ВК-1А (1952-54), РД-3М-500, НК-4 (1957-58)- 222, НК-12 (1954-59)- 848, НК-12МВ (1960-98-)- 806 (1960-62), НК-8, НК-144А (1971-78), НК-25 (1972-), НК-32 (1980-е-2000-е), НК-86; НК-37 (1990-е-2002-), НК-12СТ (2002), НК-14СТ (2002), НК-36СТ (2002);
ПВРД: РД-900 для Ла-17 (1954-58), РД-012 для изд.»350» (1957);
ЖРД: РД-107 (-2002-05), РД-108 (1960-е-2005-), НК-33 (1967-), НК-43;
блочно-модульные теплоэлектростанции АТГ-10, НК-900Э (2002), ГПА «Нева-25НК» (2005); подвесные лодочные моторы «Вихрь» (2002); газолучистый обогреватель ГОЛ-40.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *