Ульянов Владимир Николаевич

1959-1997

В.Н.Ульянов
В.Н.Ульянов

Летчик-испытатель 2-го класса.
Родился 20 ноября 1959 года в д.Тараканово Ярковского района Тюменской области.
В армии с 1976 года. В 1980 году окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в морской авиации Черноморского флота, где стал командиром эскадрильи самолетов-амфибий Бе-12.
В 1990 году опытный морской летчик перешел на испытательную работу по приглашению Таганрогского АНТК им. Г.М.Бериева (ТАНТК). «Нам тогда нужно было принять пилота опытного, умеющего летать с воды, — рассказывал один из ветеранов ЛИКа (летно-испытательного комплекса) Б.И.Лисак, — чтобы мы успели передать ему свой опыт. Вода — это очень серьезно. Это не то, что летать с суши. По крайней мере, я только на восьмой год мог сказать о себе, что я что-то понимаю в этом. Нам предлагали много кандидатур, но мы остановились на Ульянове».
В 1992 году окончил Школу летчиков-испытателей им. А.В.Федотова. Участвовал в испытаниях самолетов и самолетов-амфибий Бе-12П, Бе-12НХ, Бе-32К, А-40 «Альбатрос», А-50. Отрабатывал методику тушения лесных пожаров с самолета-амфибии Бе-12П в реальных условиях. Впервые поднял в воздух опытный самолет-амфибию Бе-103 и начал его летные испытания.
Погиб 18 августа 1997 года в тренировочном полете на самолете Бе-103 в процессе подготовки к демонстрационным полетам накануне открытия московского международного аэрокосмического салона МАКС-97.
Безупречная работа на ТАНТК дала основание руководству Комплекса доверить Ульянову испытание Бе-103 — самолета не просто опытного, а по своему замыслу самолета будущего — носителя конструкторских идей, с которыми фирма связывает свои большие надежды. Это был его первый опытный самолет, который он должен был поставить на крыло, дать путевку в небо.
От первого появления самолета на ЛИКе до открытия МАКС-97, на котором во что бы то ни стало требовалось показать Бе-103, времени было в обрез, оставалось всего два месяца. Первый полет опытного самолета-амфибии с суши для проверки его устойчивости и управляемости был благополучно выполнен В.Н.Ульяновым 15 июля 1997 года. Такого неординарного события, неизменно привлекающего внимание широкого круга авиаспециалистов, не было в Таганроге уже более 10 лет (12.12.1986 — первый взлет с суши опытного экземпляра самолета-амфибии А-40 «Альбатрос»). До перелета в г.Жуковский на Бе-103 успели совершить еще около 30 испытательных полетов.
Самолет-амфибия Бе-103 разработки ТАНТК им. Г.М.Бериева, работы по которому начались еще в начале 90-х годов, находился в стадии сертификации типа. Несмотря на постоянный дефицит средств, на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО) была подготовлена оснастка и задел деталей для серийного производства, в связи с чем публичной демонстрации самолета на очередном авиасалоне в Жуковском придавалось большое значение.
В роковой день 18 августа 1997 года Ульянов в 11 часов 14 минут взлетел с аэродрома ЛИИ в г.Жуковский, набрал высоту около 100 метров, затем, видимо, стремясь вписаться в зону пилотирования, вошел в крутой вираж с набором высоты. Последовал непреднамеренный выход самолета на закритические углы атаки и сваливание, для вывода из которого летчику не хватило высоты. Машина упала в районе ВПП-4, прямо около вышки руководителя полетов, и загорелась. При ударе самолета о грунт пилота выбросило из кабины. По заключению медиков, он скончался на месте от травм, несовместимых с жизнью. Причиной катастрофы сочли недостаток скорости для выполнения начатого летчиком маневра. Нельзя не отметить, что произошло это всего лишь через месяц после первого вылета этого опытного самолета.

В.Н.Ульянов
В.Н.Ульянов

Однако, менее чем через 2 года, второй экземпляр амфибии (RA-03002) потерпел катастрофу в Германии при схожих обстоятельствах — в результате сваливания на взлете. Результаты расследования обеих катастроф сводились к тому, что самолет вел себя адекватно поведению летчика. Другими словами, летчики допускали ошибки в его пилотировании.
Тем не менее, на сей раз последовала доработка конструкции для повышения устойчивости самолета и повышения порога сваливания с установкой на крыло предкрылка, предварительно прошедшего продувку на моделях в СибНИИА. По данным аэродинамических исследований, Су доп. удалось отодвинуть на величину до 3,5, соответственно подняв критический угол сваливания с 16° до 21°. В результате улучшились характеристики продольной и поперечной устойчивости самолета, он стал не таким строгим в управлении.
Катастрофа с самолетом Бе-103 потрясла и глубоко омрачила его создателей, ведь последний раз трагедия с подобным исходом в Таганроге имела место в далеком 1961 году (24.11.1961, Бе-12, командир экипажа летчик-испытатель П.П.Бобро).
После панихиды на ТАНТК В.Н.Ульянов был похоронен в Таганроге на аллее Славы нового городского кладбища. У него остались жена и двое детей.

Источники информации:

  • «Катастрофа самолета СЛ-А Альфа» / Б.Волков, Журнал АОН № 7-1999 /
  • «Апрельские выставки» / С.Арасланов, С.Соложенец, П.Изюмский, Журнал АОН № 5-2001 /
  • Морское притяжение / В.Н.Мартыненко. Издательство «Рестарт», Москва, 2002 /
  • Самолеты ТАНТК им.Г.М.Бериева. 1945-1968. / Г.С.Панатов, А.Н.Заблоцкий, А.И.Сальников — М.: Рестарт+. 2001. — 224 с. /
  • Легкий самолет-амфибия Бе-103 / А.Заблотский, А.Сальников, «Авиация» № 11 (№3-2001) /
  • Праздник воздушного флота оказался щедр на катастрофы / К.Дыбский, Сегодня (Москва).- 19.08.1997 /
  • Самолет упал по вине пилота / А.Раскин, Коммерсант (Москва).- 04.09.1997 /
  • «Скоро осень. На улице август…» / А.Булейко, «Город» (Таганрог). — 23.08.1997 /

Помогали:

  • С.С.Еремин
  • Ю.М.Кабанов

3 комментария к “Ульянов Владимир Николаевич”

  1. Летал на 4 курсе в одном экипаже, прекрасный человек, хороший друг, прекрасный летчик. Пусть земля ему будет пухом!!!

    Ответить
    • Мой первый командир на Бе-12.Веселый,задорный,любящщий сын и муж.Както сидели на дежурстве в ДСах.Говорит,Вадюха как хочется домой к маме и теплых шанюшек с молоком поесть.Так соскучился за стариками.
      Теперь ты вечно в полете,вечнаая память тебе

      Ответить
  2. Володю помню с выпускного курса ОВВАКУЛ (моя стажировка в ВВС ЧФ). Потом летали в одном полку. Подружились. В1986 году наши пути разошлись: меня — молодого командирам — перевели на ТОФ. А вновь встретились в 1994 г. в Иркутске на ИАПО,куда меня направили тушить лесные пожары на Бе-12П. Летали вместе не один год: Иркутск и обл.,Якутия,ТАНТК. В Таганроге сидели за одним столом на праздновании Дня рождения супруги Нины. С Володей вместе улетели в Сибирь. Потом его вызвали на испытания Бе-103. Известие о трагической гибели застала мой экипаж в Иркутске. На похоронах мы не были: напряжённая работа… И только после её окончания смог встретиться с Ниной,сыновьями Володи. И я побывать лишь на 40-дневных поминках. Светлая память другу,однополчанину,брату по крылатой работе…

    Ответить

Оставьте комментарий