1959-1997
Летчик-испытатель 2-го класса.
Родился 20 ноября 1959 года в д.Тараканово Ярковского района Тюменской области.
В армии с 1976 года. В 1980 году окончил Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в морской авиации Черноморского флота, где стал командиром эскадрильи самолетов-амфибий Бе-12.
В 1990 году опытный морской летчик перешел на испытательную работу по приглашению Таганрогского АНТК им. Г.М.Бериева (ТАНТК). «Нам тогда нужно было принять пилота опытного, умеющего летать с воды, — рассказывал один из ветеранов ЛИКа (летно-испытательного комплекса) Б.И.Лисак, — чтобы мы успели передать ему свой опыт. Вода — это очень серьезно. Это не то, что летать с суши. По крайней мере, я только на восьмой год мог сказать о себе, что я что-то понимаю в этом. Нам предлагали много кандидатур, но мы остановились на Ульянове».
В 1992 году окончил Школу летчиков-испытателей им. А.В.Федотова. Участвовал в испытаниях самолетов и самолетов-амфибий Бе-12П, Бе-12НХ, Бе-32К, А-40 «Альбатрос», А-50. Отрабатывал методику тушения лесных пожаров с самолета-амфибии Бе-12П в реальных условиях. Впервые поднял в воздух опытный самолет-амфибию Бе-103 и начал его летные испытания.
Погиб 18 августа 1997 года в тренировочном полете на самолете Бе-103 в процессе подготовки к демонстрационным полетам накануне открытия московского международного аэрокосмического салона МАКС-97.
Безупречная работа на ТАНТК дала основание руководству Комплекса доверить Ульянову испытание Бе-103 — самолета не просто опытного, а по своему замыслу самолета будущего — носителя конструкторских идей, с которыми фирма связывает свои большие надежды. Это был его первый опытный самолет, который он должен был поставить на крыло, дать путевку в небо.
От первого появления самолета на ЛИКе до открытия МАКС-97, на котором во что бы то ни стало требовалось показать Бе-103, времени было в обрез, оставалось всего два месяца. Первый полет опытного самолета-амфибии с суши для проверки его устойчивости и управляемости был благополучно выполнен В.Н.Ульяновым 15 июля 1997 года. Такого неординарного события, неизменно привлекающего внимание широкого круга авиаспециалистов, не было в Таганроге уже более 10 лет (12.12.1986 — первый взлет с суши опытного экземпляра самолета-амфибии А-40 «Альбатрос»). До перелета в г.Жуковский на Бе-103 успели совершить еще около 30 испытательных полетов.
Самолет-амфибия Бе-103 разработки ТАНТК им. Г.М.Бериева, работы по которому начались еще в начале 90-х годов, находился в стадии сертификации типа. Несмотря на постоянный дефицит средств, на Комсомольском-на-Амуре авиационном производственном объединении (КнААПО) была подготовлена оснастка и задел деталей для серийного производства, в связи с чем публичной демонстрации самолета на очередном авиасалоне в Жуковском придавалось большое значение.
В роковой день 18 августа 1997 года Ульянов в 11 часов 14 минут взлетел с аэродрома ЛИИ в г.Жуковский, набрал высоту около 100 метров, затем, видимо, стремясь вписаться в зону пилотирования, вошел в крутой вираж с набором высоты. Последовал непреднамеренный выход самолета на закритические углы атаки и сваливание, для вывода из которого летчику не хватило высоты. Машина упала в районе ВПП-4, прямо около вышки руководителя полетов, и загорелась. При ударе самолета о грунт пилота выбросило из кабины. По заключению медиков, он скончался на месте от травм, несовместимых с жизнью. Причиной катастрофы сочли недостаток скорости для выполнения начатого летчиком маневра. Нельзя не отметить, что произошло это всего лишь через месяц после первого вылета этого опытного самолета.
Однако, менее чем через 2 года, второй экземпляр амфибии (RA-03002) потерпел катастрофу в Германии при схожих обстоятельствах — в результате сваливания на взлете. Результаты расследования обеих катастроф сводились к тому, что самолет вел себя адекватно поведению летчика. Другими словами, летчики допускали ошибки в его пилотировании.
Тем не менее, на сей раз последовала доработка конструкции для повышения устойчивости самолета и повышения порога сваливания с установкой на крыло предкрылка, предварительно прошедшего продувку на моделях в СибНИИА. По данным аэродинамических исследований, Су доп. удалось отодвинуть на величину до 3,5, соответственно подняв критический угол сваливания с 16° до 21°. В результате улучшились характеристики продольной и поперечной устойчивости самолета, он стал не таким строгим в управлении.
Катастрофа с самолетом Бе-103 потрясла и глубоко омрачила его создателей, ведь последний раз трагедия с подобным исходом в Таганроге имела место в далеком 1961 году (24.11.1961, Бе-12, командир экипажа летчик-испытатель П.П.Бобро).
После панихиды на ТАНТК В.Н.Ульянов был похоронен в Таганроге на аллее Славы нового городского кладбища. У него остались жена и двое детей.
Источники информации:
- «Катастрофа самолета СЛ-А Альфа» / Б.Волков, Журнал АОН № 7-1999 /
- «Апрельские выставки» / С.Арасланов, С.Соложенец, П.Изюмский, Журнал АОН № 5-2001 /
- Морское притяжение / В.Н.Мартыненко. Издательство «Рестарт», Москва, 2002 /
- Самолеты ТАНТК им.Г.М.Бериева. 1945-1968. / Г.С.Панатов, А.Н.Заблоцкий, А.И.Сальников — М.: Рестарт+. 2001. — 224 с. /
- Легкий самолет-амфибия Бе-103 / А.Заблотский, А.Сальников, «Авиация» № 11 (№3-2001) /
- Праздник воздушного флота оказался щедр на катастрофы / К.Дыбский, Сегодня (Москва).- 19.08.1997 /
- Самолет упал по вине пилота / А.Раскин, Коммерсант (Москва).- 04.09.1997 /
- «Скоро осень. На улице август…» / А.Булейко, «Город» (Таганрог). — 23.08.1997 /
Помогали:
- С.С.Еремин
- Ю.М.Кабанов
Летал на 4 курсе в одном экипаже, прекрасный человек, хороший друг, прекрасный летчик. Пусть земля ему будет пухом!!!
Мой первый командир на Бе-12.Веселый,задорный,любящщий сын и муж.Както сидели на дежурстве в ДСах.Говорит,Вадюха как хочется домой к маме и теплых шанюшек с молоком поесть.Так соскучился за стариками.
Теперь ты вечно в полете,вечнаая память тебе
Володю помню с выпускного курса ОВВАКУЛ (моя стажировка в ВВС ЧФ). Потом летали в одном полку. Подружились. В1986 году наши пути разошлись: меня — молодого командирам — перевели на ТОФ. А вновь встретились в 1994 г. в Иркутске на ИАПО,куда меня направили тушить лесные пожары на Бе-12П. Летали вместе не один год: Иркутск и обл.,Якутия,ТАНТК. В Таганроге сидели за одним столом на праздновании Дня рождения супруги Нины. С Володей вместе улетели в Сибирь. Потом его вызвали на испытания Бе-103. Известие о трагической гибели застала мой экипаж в Иркутске. На похоронах мы не были: напряжённая работа… И только после её окончания смог встретиться с Ниной,сыновьями Володи. И я побывать лишь на 40-дневных поминках. Светлая память другу,однополчанину,брату по крылатой работе…