Глущенко Вячеслав Васильевич

1947-1999

В.В.Глущенко

В.В.Глущенко

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (18.08.1989), полковник.
Родился 21 августа 1947 годав станице Калиновская ныне Наурского райо­на Чеченской Республики. Детство и юность провёл в городе Луганск (Украина). В 1965 окончил 11 классов школы, в 1966 — Луганский учебно-тренировочный авиационный центр ДОСААФ.
В армии с 1966. В 1970 окончил Армавирское ВВАУЛ. Служил в строевых частях ВВС (Туркестанский ВО).
С 1973 по апрель 1998 — лётчик-испытатель военной приёмки Новосибирского авиазавода. Испытывал серийные Су-15 (1973-1981), Су-24 (1973-1998) и их модификации. Участвовал в воздушных парадах в Тушине.
С апреля 1998 — в запасе. С апреля 1998 — лётчик-испытатель Новосибирского АПО. Испытывал серийные Су-24М и их модификации.
Погиб 15 апреля 1999 года в испытательном полёте на Су-24МК с А.В.Кремневым.
Трагедия произошла в 12 часов 18 минут на аэродроме НАПО имени Чкалова. Фронтовой бомбардировщик Су-24МК, получивший в войсках прозвище «Мясник», успел пролететь всего 30 секунд. Самолет проходил на Чкаловском заводе планово-испытательный полет. Его должны были продать в Алжир. В подобных случаях перед сделкой самолеты всегда тщательно проверяются. Всего к продаже готовили три таких самолета — за каждый должны были получить 4 миллиона 200 тысяч долларов. Два Су-24МК были уже полностью проверены и готовы к отправке — оставался последний. Машины были практически новые, если судить по «налету». Два самолета выпустили с завода в 1990 году, и они налетали к тому времени около 300 часов каждый. Третий был сделан в 1989 году и находился в воздухе 448 часов. Тогда как предел «самолетной жизни» — полторы тысячи часов, это около 20 лет интенсивной эксплуатации.
По результатам экспертизы, экипаж до последних секунд жизни пытался выровнять самолет. Не получилось. По словам свидетелей катастрофы, Су-24МК всего через 30 секунд после взлета начал выполнять «бочку». Видимо, в этот момент в лобовое стекло врезалась стая воробьев. Самих птиц, правда, никто не видел, так как ближайший очевидец крушения находился от места происшествия в километре, а то и больше. 36-тонная машина (с 8 т горючего на борту) рухнула с высоты примерно 220 метров и взорвалась. Взрыв был чудовищной силы. Детали от самолета находили в радиусе километра. Летчиков долго не могли опознать — так сильно обгорели их тела.
На следующий день в Новосибирск приехала многочисленная комиссия во главе с замминистра, так как подобного на НАПО имени Чкалова за всю историю не происходило. На месте трагедии эксперты работали около двух недель — собирали самолет по винтикам. «Черный ящик» сохранился — его забрали в Москву. Звукозаписывающее устройство, находящееся в кабине пилотов, полностью воспроизвести не удалось. Тем не менее, известно, что после отрыва от земли летчик и штурман не произнесли ни слова. До самой смерти.
Версию насчет птиц экспертам подкинули орнитологи. За нее и ухватились, потому как все другие причины авиакатастрофы не подтвердились. Комиссия установила, что «причиной крушения явилось попадание самолета в сложное пространственное положение как более вероятное в результате возникновения необходимости выполнения маневра по уходу от птиц на предельно малой высоте с малой скоростью и выпущенной механизацией крыла».
На месте гибели экипажа 12 апреля 2001 г. (в день 40-й годовщины первого полета человека в космос) установлена мемориальная плита.
Жил в городе Новосибирск. Похоронен в Новосибирске, на Заельцовском кладбище.
Награждён орденом Красной Звезды (13.08.1984), медалями.

Источники информации:

  • Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
  • Стая воробьев сбила бомбардировщик / Вечерний Новосибирск, 18.05.2000 /
  • Бомбардировщик не смог увернуться от стаи птиц

Помогали:

  • Г.Кремнева

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *