Вяткин Александр Сергеевич

1949 — 1994

А.С.Вяткин

А.С.Вяткин

Летчик-испытатель.
Родился 16 сентября 1949 года в поселке Красково Люберецкого района Московской области.
К моменту окончания в 1966 году 10-ти классов Удельнинской средней школы № 33 Александр получил и музыкальное образование, причем педагоги предсказывали ему, обладавшему абсолютным музыкальным слухом, блестящее будущее большого музыканта. Однако, мечта о небе привела его в знаменитый ЛИИ, куда он поступил на должность монтажника радиолокационной электроизмерительной и специальной аппаратуры, одновременно начав заниматься в Жуковском авиаспортклубе на планерном отделении. Природные способности позволили ему первым из группы обучаемых выполнить самостоятельный полет и успешно закончить программу летного обучения. Его инструктор, известный в стране планерист, Заслуженный мастер спорта Владимир Владимирович Иванов называл Александра «летчиком от Бога».
В 1969 – 1970 гг., будучи призван в армию, по направлению военкомата проходил обучение по профилю пилота вертолета в Егорьевском и Вязниковском учебно-авиационных центрах ДОСААФ, после чего получил Свидетельство пилота вертолета Ми-1 и звание младшего лейтенанта запаса, но до 1973 г. оставался на наземной работе в ЛИИ.
В августе 1973 года начинается профессиональная летная работа Вяткина. Он поступает летчиком-инструктором во Второй Московский городской аэроклуб ДОСААФ, быстро осваивает спортивные cамолеты и становится виртуозом высшего пилотажа, Мастером спорта СССР, а с августа 1976-го — штурманом аэроклуба и тренером сборной команды Москвы по высшему пилотажу. Сам блестящий летчик, он воспитал целую плеяду очень хороших летчиков-спортсменов, в том числе абсолютную чемпионку мира по высшему пилотажу Наталью Сергееву.
В 1981 г. в Крыму на горе Клементьева (Узун-Сырт) создается Экспериментальная летно-испытательная база ЦАГИ под руководством заместителя начальника института, доктора технических наук А.П.Красильщикова, который приглашает Вяткина на должность летчика-испытателя. В 1984-м Александр поступает на самолетное отделение ШЛИ, которую в январе 1985 заканчивает с отличием и продолжает работу на базе, с 1988-го став еще и помощником начальника по штурманской части ЦАГИ.
Серьезный и вдумчивый, с отличной техникой пилотирования, в высшей степени ответственно относящийся к порученной работе, он с высоким качеством проводит летные эксперименты и на самолетах, и на планерах, по достоинству заслуживая глубокое уважение окружающих его специалистов.
Ежегодно в августовский День Авиации на базе проводятся показательные полеты, и каждый раз этот воздушный парад открывает Александр Вяткин сложнейшим каскадом фигур высшего пилотажа на предельно малой высоте на самолете Як-18Т, вызывая восхищение тысяч зрителей. На закрытие парада Саша прилетает на длиннокрылом цельнопластмассовом планере «Янтарь» и выполняет на нем элегантный, отточенный пилотаж, и вновь на минимальной высоте, демонстрируя не только свои феноменальные способности, но и достоинства этого замечательного планера. А вечером на горе — праздничный пикник. И здесь Саша вновь в центре внимания, он прекрасно пел под гитару и вообще был душой коллектива.
В зимние месяцы, когда наступал перерыв в испытаниях на базе в Крыму, Александр в качестве второго пилота охотно летал на Яковлевской и Туполевской испытательных базах и в ЛИИ, осваивая различную авиационную технику, оттачивая и совершенствуя свое летное мастерство.
Осенью 1990 года переводом из ЦАГИ он становится летчиком-испытателем ОКБ им. А.С.Яковлева. В высшей степени требовательный к себе, доброжелательный к друзьям и коллегам по работе, он быстро вливается в коллектив испытателей фирмы и активно включается в работу по доводке модификаций самолетов Як-40 и Як-42, Як-55М. Наибольший вклад он внес в испытания опытного самолета Як-112 и первого экземпляра Як-3М (современная реплика всемирно известного истребителя Як-3 времен Великой Отечественной войны ).
Особую известность Александру принесли демонстрационные полеты на самолетах Як-55М и Як-3М на международных авиасалонах, в том числе за рубежом. Его пилотаж отличался особой чистотой, изящностью, артистизмом, умением блестяще показать лучшие качества самолета.
Он провел испытания нового опытного самолета Як-58 своеобразной, неординарной схемы, который ему очень нравился, но который, увы, сыграл роковую роль в жизни этого незаурядного человека.
Погиб 27 мая 1994 года в тренировочном полете на самолете Як-58 перед демонстрацией его на Международном авиасалоне ILA-94 в а/п Шенефельд (Берлин).
В процессе захода на посадку при выполнении спаренного 3-4 разворота на высоте 50 м произошло сваливание самолета. Установлено, что маневр выполнялся на скорости 110-115 км/час (при минимально допустимой 140 км/час) с креном до 50 градусов и перегрузкой 1,3 ед. Среди версий причин катастрофы рассматривалось внезапное попадание самолета в условия возможного сдвига ветра, однако, не осталось без внимания и следующее.
Еще на стадии исследования моделей этого самолета с необычной компоновкой (двухбалочный фюзеляж, толкающий воздушный винт сзади) была выявлена возможность возникновения раннего срыва из-за его развития в районе балок, идущих к хвостовому оперению. Эти особенности компоновки рассматривались на Методическом совете отрасли при даче заключения к первому вылету самолета, когда была отмечена необходимость их детального изучения в процессе испытаний. К сожалению, это не было выполнено, опытный экземпляр Як-58 № 01003 был допущен к демонстрационным полетам до завершения этапа заводских испытаний, и сваливание самолета для летчика оказалось неожиданным.
Вяткин похоронен на Жуковском кладбище в Островцах.

Источники информации:

  • Личное дело А.С.Вяткина.
  • Труды Общества независимых расследователей авиационных происшествий. Выпуск 14, Москва, 2002 год.

Помогали:

  • Заслуженный летчик-испытатель России Булыгин О.А.
  • Летчик-испытатель Малинин К.Н.
  • С.С.Еремин

4 комментария

  1. Александр:

    А. С. Вяткин был другом моего отца Олега Цатиашвили. Олег Цатиашвили погиб в том-же году в декабре на ЯК-58 в г. Марнеули, Грузия. Они были лучшими испытателями!

  2. Александр:

    А.С. Вяткин был золотым человеком

  3. Любовь:

    А.С. Вяткин настоящий герой,человек знающий своё дело, его можно вечно ставить в пример детям и взрослым. Скорбим и по сей день, сколько времени прошло, а в памяти до сих пор все свежо…..Вечная память, по больше бы таких настоящих мужчин.

  4. Чистов Юрий:

    Александр Сергеевич Вяткин был моим первым инструктором в 75-76 годах в Пахомово. По манере общения, сдержанности, благородному тембру голоса он отличался от многих наших инструкторов. Я про себя называл его «наш Аристократ». После полетов я часто я видел его с книгой где-нибудь на солнышке за казармой, или на пруду.
    Как-то на разбеге я многовато взял ручку на себя еще на малой скорости. Он сказал: «Не бери так сильно, видишь — самолет еще «трепыхается хвостом, как ящер» (мне запомнилось это выражение). А то мы с тобой как заденем землю хвостом, да еще гроханемся чего доброго. (Он употребил здесь нехарактерное для себя, но совершенно точное крепкое выражение). На посадке, а она получилась очень мягкой и точной, я еще на пробеге сказал ему: «Эх, как Вы здорово посадили, Александр Сергеевич!» Он тут же ответил: «Да что ты, Юра, я и не трогал управление!».
    Последний раз я случайно встретил его в метро на «Новогиреево» зимой 79 года. Был сильный мороз, я вечером торопился в институт, спускался с тубусом в метро. Навстречу в густой толпе поднимался человек в синей зимней летной куртке с поднятым воротником. Я уже спустился было вниз, но вдруг мне показалось, что вроде бы это был он, Вяткин. Я остановился, оглянулся — он тоже стоял уже наверху и издали из-за поднятого воротника смотрел на меня, своего бывшего ученика. Мы в толпе помахали руками друг другу, я показал на часы — мол, тороплюсь. И мы оба растворились в людском потоке…
    И как тогда потом я пожалел, и особенно сейчас жалею, что не отбросил тогда обычную суету сует этого обыденного мира, не подошел к своему первому инструктору, не поговорил с ним по душам, не прошелся с ним по московскому морозцу… А сейчас этого уже сделать нельзя…
    Часто вспоминаю Александра Сергеевича и наши полеты с ним. Особенно мой первый самостоятельный вылет, когда с вечера, видимо, «устало» составляя плановую таблицу, начальство дало мне с утра два самостоятельных полета, а потом — три вывозных с Вяткиным. Хотя должно было быть ровно наоборот…
    Залезая потом в заднюю кабину, Сергеич тогда тонко улыбнулся и сказал мне: «Ладно, Юра, начальству виднее, не менять же плановую… Поздравляю тебя с самостоятельным вылетом! Полетели, Юра!»…
    Земля Вам пухом и небо постелью, Александр Сергеевич!
    Всегда помню о Вас и о полётах с Вами.
    Чистов Юрий.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *