1949-1993
Летчик-испытатель 1-го класса (1989), майор.
Родился 23 мая 1949 года в селе Кобыльск Кичменгско-Городецкого района Вологодской области. В 1966-1967 учился в Кировоградской школе высшей летной подготовки ГА.
В армии с 1967 года. В 1971 окончил Черниговское ВВАУЛ, до 1972 был в нем летчиком-инструктором. С 1972 служил в строевых частях ВВС. С 1979 — в запасе.
В 1980 окончил Школу летчиков-испытателей.
В 1980-1989 — летчик-испытатель Горьковского авиазавода; испытывал серийные МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31 и их модификации.
С марта 1989 — на летно-испытательной работе в ЛИИ.
Провел ряд испытательных работ на Ил-76 и других самолетах по тематике института.
Погиб 5 июля 1993 года при выполнении испытательного полета на Ил-114.
Катастрофа второго опытного самолета Ил-114 № RA-54001 произошла жарким днем 5 июля 1993 года на аэродроме ЛИИ в Жуковском во время выполнения 155-го испытательного полета. Самолет в этот день должен был выполнить серию из пяти коротких полетов по программе определения шумов на местности продолжительностью около семи минут каждый. Трагедия произошла при выполнении первого полета с максимальной взлетной массой.
В 11:53 самолет начал выруливать на ВПП, в 11.57 командир экипажа доложил руководителю полетов о готовности к взлету, в 11:58 самолет начал разбег. Руководителем полетов отмечена большая длина разбега. Набрав высоту около 45 метров, самолет резко пошел на снижение и упал практически на территории ЛИИ, в 400 м от порога ВПП. На месте падения возник пожар, потушенный прибывшими буквально через несколько минут пожарными, которые вытащили из-под обломков самолета раненых и погибших. От начала разбега до падения самолета прошло немногим более 2-х минут.
Погибли: второй пилот А.Н.Зубарев, бортинженер С.А.Маштанов (выполнявший в этот день первый самостоятельный полет на этом типе самолета), бортэлектрик Ю.В.Фролов, ведущий инженер по летным испытаниям А.И.Суменков.
Командир экипажа А.М.Котельников, стажер бортинженера П.Ю.Журавлев (умер 6 июля), ведущий инженер по КЗА А.М.Якушин (умер 9 июля), экспериментаторы В.В.Лаврентьев (умер 16 июля) и Н.Коровкин в тяжелом состоянии были доставлены в больницу. Причем, может быть, и А.Якушин, и В.Лаврентьев могли остаться в живых, но они, пытаясь спасти своих товарищей, получили ожог легких и умерли в больнице в тяжелых мучениях.
Заключение Государственной комиссии по расследованию причин происшествия гласило:
«Катастрофа самолета произошла из-за отказа в электронной части системы управления воздушным винтом правого двигателя… Дальнейшее неблагоприятное развитие событий, приведшее к столкновению самолета с землей, было вызвано затруднением экипажа оценить последствия отказа и его вид.
Подобный отказ в процессе проектирования силовой установки и самолета, составления Руководства по летной эксплуатации рассматривался как практически невероятный и не встречался в практике отечественного самолетостроения».
Для устранения причин повторных инцидентов перепрограммирована система управления в соответствующем электронном блоке.
А.Н.Зубарев жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награжден медалями.
Источники информации:
- Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
- Ил-114 – боль и надежда / Н.Д. Таликов, Москва. «Авико-пресс», 2001 /
Помогали:
- С.С.Еремин
Я сын Зубарева А.Н.Очень рад,что о моем отце есть информация на Вашем сайте.Если необходима дополнительная информация и фотоматериалы обращайтесь на e-mail.