Алексеев Анатолий Дмитриевич

1902-1974

А.Д.Алексеев

А.Д.Алексеев

Герой Советского Союза (27.06.1937), летчик-испытатель 1-го класса, полковник.
Родился 4 января 1902 года в польском городе Ломжа, ныне Подляского воеводства. Русский. Жил с родителями в городе Сергиев Посад, здесь в 1918 году окончил гимназию.
В Красной Армии с 1920 года. В 1921 году окончил курсы подготовки при Военной электротехнической школе комсостава РККА и был назначен инструктором по радио в Севастопольскую военную школу морских лётчиков. В 1928 году в составе экипажа Б.Г.Чухновского участвовал в поисках экспедиции Умберто Нобиле.
В 1930 году овладел лётным делом и стал лётчиком полярной авиации Севморпути. В 1936 году участвовал в проводке Северным морским путем эскадренных миноносцев «Сталин» и «Войков» на Тихий океан.
Под руководством А.Д.Алексеева экипаж самолёта ТБ-3 Н-172 участвовал в высадке экспедиции И.Д.Папанина на Северный полюс в 1937 году. 21 мая в 11.35 М.В.Водопьянов впервые в мире посадил самолет на Северный полюс. 25 мая с острова Рудольфа к полюсу вылетели три оставшихся самолета. Но достичь его благополучно, с первой попытки, удалось только В.С.Молокову. Алексеев вынужден был посадить самолёт в 17 километрах от полюса. Он пережидал непогоду два дня и смог прилететь на полюс только два дня спустя. На обратный путь бензина не хватало, однако Алексеев отказался бросить машину. Он совершил посадку на льдину недалеко от 84-й параллели. Вскоре с о.Рудольфа прилетел П.Г.Головин и привез ему бензин.
За образцовое выполнение правительственного задания и проявленные мужество и героизм Алексеев Анатолий Дмитриевич 27 июня 1937 года удостоен звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина. После учреждения знака особого отличия ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 38.
В дальнейшем продолжал работать пилотом Главсевморпути. Осенью 1937 года принимал участие в поисках самолёта ДБ-А (бортовой номер Н-209) С.А.Леваневского. В 1938 году возглавлял авиационный отряд по спасению экипажей судов «Сибиряков», «Малыгин» и «Седов» в северной части моря Лаптевых. Был награждён орденом Красной Звезды. Алексеев является одним из основоположников новых методов ледовой разведки. Член ВКП(б)/КПСС с 1939 года.
С 1939 года работал летчиком-испытателем на авиационном заводе № 22 имени С.П.Горбунова (г.Казань). Провёл заводские и государственные испытания опытного дальнего бомбардировщика ДБ-240 (Ер-2). 9 марта 1943 на самолете Ер-2 2М-30Б произвел полет по маршруту Москва-Свердловск-Москва с грузом бомб 1000 кг. Дальность полета — 2850 км, Продолжительность — 8 час. 50 мин., крейсерская скорость — 323 км/час.
Участник Великой Отечественной войне с июля 1941 года. Был откомандирован из Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР в тяжело-бомбардировочную авиационную группу. Служил в составе 81-й авиационной дивизии дальнего действия, командир эскадрильи. На ТБ-7 совершил 27 боевых вылетов на бомбардировку военных объектов в глубоком тылу противника, в том числе в Кенигсберге и Вильно.
С 1944 года на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях Ер-2, Ту-91. 16 апреля 1945 г. Ер-2ОН под управлением Алексеева совершил успешный перелет из Иркутска в Москву протяженностью 5350 км, затратив на это 15 ч. 30 мин.
С 1958 года — в запасе. Испытал 72 типа самолетов. В армии прослужил 37 лет и 10 месяцев (54 года в льготном исчислении) и налетал около 4500 часов.
Жил в г.Москве. Работал в Управлении полярной авиации и в аэропорту Шереметьево (Москва). Умер 29 января 1974 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награждён тремя орденами Ленина, пятью орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, тремя орденами Красной Звезды, медалями.
В 1965 году имя полярного лётчика Алексеева было присвоено горе в Антарктиде (Земли Эндерби).

Источники информации:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *