Мазур Анатолий Витальевич

1959-1993

А.В.Мазур

А.В.Мазур

Летчик-испытатель 2-го класса (11.1992), капитан (1986).
Родился 22 мая 1957 года в селе Коровье, Мануильского района, Хмельницкой области Украинской ССР. В 1974 году окончил среднюю школу. Работал плотником, столяром, слесарем- монтажником. Проходил обучение в Запорожском и в Калужском учебно-авиационных центрах ДОСААФ.
С 1978 года — в армии. В 1982 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище лётчиков им. В.П.Чкалова. Служил в строевых частях ВВС (234-й ГИАП, Кубинка, МиГ-21БИС (вместе с А.Ю.Гарнаевым). С 1987 г. — в запасе.
В 1989 году окончил ШЛИ МАП.
С 6 июня 1989 года — на летно-испытательной работе на НГАЗ «Сокол». Проводил испытания серийных МиГ-21БИС, МиГ-25, МиГ-29УБ и их модификаций. В 1991 окончил заочно МАИ по специальности «летные испытания».
Выступил с предложением организовать на авиазаводе пилотажную группу.
Погиб 3 февраля 1993 г. при выполнении приемо-сдаточного полета на МиГ-29УБ с Б.В.Ларионовым.
Вот как описывает события А.Ю.Гарнаев: «Среда, 3 февраля 1993 года. Стандартный полёт на спарке МиГ-29УБ по одному из заводских приёмо-сдаточных профилей. В передней кабине — старший, и по должности, и по возрасту, лётчик-испытатель завода Борис Владимирович Ларионов. Толя, получивший прямо перед полётом от него взбучку — то ли за опоздание, то ли за какое-то другое мелкое нарушение — в задней кабине «за второго».
… Основное задание выполнили быстро, и в баках оставалось ещё прилично топлива. Чёрт их дёрнул покрутить над верхней кромкой довольно низких облаков пилотажик — видать Толина инициатива успела подзавести всех остальных заводских пилотов. Серия из трёх косых петель. По материалам уцелевших записей бортового регистратора, при пилотировании во всех трёх фигурах подряд допускается одна и та же ошибка: угол наклона плоскости косой петли на нисходящей части всегда больше, чем на восходящей — каждый вывод с зарыванием. Говоря иначе, высота вывода из каждой фигуры всегда меньше высоты ввода, и, соответственно, всё ниже ввод в каждую следующую фигуру.
Первая петля — за верхней кромкой облаков. На второй, в нижней части, уже нырнули в их белую пушистую вату. Но она же мягкая — это ведь не земля… И, не сделав критических выводов, тут же потянули вверх — на третью косую. Повторив ту же ошибку… Когда на нисходящей части опять нырнули в белое облачное молоко, особого беспокойства, очевидно, не было: явно не соизмеряя высоту, вертикальную скорость и угловое положение самолёта, продолжали «тянуть» с прежним, довольно вялым темпом.
И только появившаяся вдруг перед глазами страшно близкая, несущаяся навстречу из-под нижней кромки облаков земля, заставила рвануть ручку! Но было уже поздно…»
Похоронен в городе Бар, Винницкой области, Украина.

Источники информации:

  • «Аэроузел-2» / А.Ю.Гарнаев, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /

Помогали:

  • С.С.Еремин

5 комментариев

  1. Сергей Баландин:

    Толик был жизнерадостным человеком. Накануне 2 февраля он зашел к нам в авиасортклуб завода(он был у нас не редким гостем). Я тогда строил катер на воздушной подушке с самолетной формой кабины. Он подошел и сказал: «похожа на самолет,-должна летать». Я ему ответил: «очень нИзенько, а чего такой радостный?» Завтра летим. А когда последний раз поднимался? — Кажется …в октябре. Толян, перерыв, кажись уже большой, не помешал бы выездной!? Дак, карасину не ма, на чем выезжать-то? И добавил: «Я с командиром, с ним можно на луну»…
    На следущий день, эдак, в шестом часу, заходит вертолетчик Коля Мартин, прилично выпимши, и сказал, что орлы погибли и он летал собирать останки…
    Оно конешно, «зарывание» на выводе-не диковина, но беда в том, что на том керосине сталлетать Челси.

  2. Год рождения Мазура Анатолия Витальевича — 1959. На следующей неделе напишу точную дату.
    Могу о нем побольше написать — с 1991 по 1993 довелось с ним полетать в одном самолёте.

  3. Был на месте их гибели, где установлен памятник в лесу в виде падающей звезды, чтобы возложить венок к обелиску и цветы на оборудованную рядом могилу, в которую были захоронены некоторые останки лётчиков: командира Ларионова Б.В и второго пилота Мазура А.В., обнаруженные уже после завершения поисковой операции, когда весной сходил снег.
    Точная дата рождения Анатолия Мазура: 22 мая 1959 года.
    Так вот получилось, что тело лётчика было отдано родителям и увезено в Белоруссию, откуда родом Анатолий, для предания земле, но после обнаружения отдельных фрагментов тел лётчиков, было принято решение захоронить их в оборудованной братской могиле на месте их гибели.
    Сергей, Напишите, пожалуйста, интересно.
    В следующем году уже 25 лет будет с момента этого, слава тебе Господи, последнего для НАЗ «Сокол» происшествия, связанного с гибелью людей, выполняющих свою повседневную работу.
    Заводчане чтят память своих погибших товарищей и в след. году обязательно должны быть проведены памятные мероприятия по этому трагическому случаю…

  4. Небольшое уточнение: Анатолий Витальевич Мазур, конечно не белорус, а родом из Винницкой области Украины, куда на самом деле и было отправлено его тело после катастрофы для предания земле.
    Информация от его ведущего пары при службе в прославленной своим пилотажным мастерством подмосковной Кубинке — заслуженного лётчика-испытателя, Героя России Александра Юрьевича Гарнаева…

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *