1938-1980
Заслуженный лётчик-испытатель СССР (15.08.1980), старший лейтенант запаса.
Родился 16 августа 1938 года в посёлке Самарское Азовского района Ростовской области. С 1950 жил в городе Ростов-на-Дону. В 1956 окончил Ростовский аэроклуб и Ростовский авиационный техникум. Был неоднократным чемпионом СССР по авиамодельному спорту.
В 1958 окончил Центральную объединённую лётно-техническую школу ДОСААФ (г.Саранск). В 1959-1962 — лётчик-инструктор Вязниковского учебного авиационного центра ДОСААФ. В 1962-1965 — лётчик-инструктор Ростовского аэроклуба. В 1965-1966 — пилот ГВФ.
В 1966 окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей, в 1975 — Московский авиационный институт.
С марта 1966 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл испытания по отработке взлёта Ми-8 и Як-38 с предельным весом, ряд сложных испытаний на вертолётах Ка-25, Ка-26, Ка-32, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8 и Ми-24, исследования заглохания двигателя на МиГ-21 при пусках ракет.
Был одним из первых летчиков-испытателей в программе «Спираль». Тренировался в ЦПК им. Ю.Гагарина в 1979-1980 годах для полетов на ОК «Буран».
С 1972 участвует в испытаниях СВВП Як-36М/38. 18 мая совершает первую посадку Як-36М на палубу нового ПКР «Киев». Осенью 1978 первым опробует взлет с коротким разбегом (ВКР) на сухопутном аэродроме.
Во время отработки ВКР с ТАКР «Минск» в акватории Уссурийского залива 27 декабря 1979 года самолет Як-38У N0303 (борт «09») потерпел аварию. Летчики катапультировались буквально из воды. М.С.Дексбах опустился на палубу под куполом еле успевшего наполниться парашюта, а Кононенко — в воду, откуда его выловили спасатели с корабля сопровождения. Причиной аварии явился неповорот сопел подъемно-маршевых двигателей (ПМД) во взлетное положение в процессе разбега. Отказ произошел из-за переменного контакта в электроцепи управления положением сопел ПМД.
Погиб 8 сентября 1980 года при выполнении испытательного полёта на Як-38.
Отработку ВКР при повышенной влажности и температуре воздуха проводили на «Минске» в Южно-Китайском море. 8 сентября 1980 г. в районе 8° северной широты и 108° восточной долготы при выполнении очередного короткого взлета Як-38 N0307 сошел с палубы с потерей высоты, ударившись колесами об ограничительный брус, и еще минуту шел в фонтане брызг над самой водой. У летчика-испытателя Кононенко времени катапультироваться было более чем достаточно, однако до последней секунды он пытался набрать высоту и спасти машину. Попытка спасения летчика с помощью дежурившего в воздухе вертолета-спасателя не удалась, и Як-38 затонул вместе с летчиком.
Изучение причин катастрофы в ЛИИ и ЦАГИ показало, что торможение ветрового потока над палубой могло повлечь за собой снижение подъемной силы крыла, приведшее к потере скорости и удару о палубу. После этого cлучая на самолете провели ряд доработок, повышающих надежность системы поворота сопел ПМД, и уточнили методику ВКР.
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.
Награждён 2 орденами Ленина (29.03.1976, 10.03.1981).
Источники информации:
- Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
- Заслуженные испытатели СССР / А.А.Симонов, — М.: Авиамир, 2009 /
- «Европейские самолеты вертикального взлета» / Е.И.Ружицкий, Москва — 2000 /
- Як-38 — тернистый путь первопроходца. / Ю.А.Лунев, «Авиация и Время», N 6, 1995 г. /
Помогали:
- С.С.Еремин
Дата рождения Олега Григорьевича 16.08.1938: в тексте написано 06.08.1938г
С уважением Олег Кононенко