Комаров Михаил Михайлович

1937-1970

М.М.Комаров
М.М.Комаров

Летчик-испытатель 2-го класса (1967), капитан.
Родился 29 августа 1937 года в городе Москве. В 1954 окончил 3-й Московский аэроклуб.
В армии с 1954 года. В 1954-1956 обучался в Уральской ВАУЛ. В 1956 окончил Армавирское ВАУЛ (был, по словам Б.А.Орлова, любимым учеником у А.В.Федотова, который тогда служил инструктором). Служил в строевых частях ВВС, летал на МиГ-19, имел 1-й класс. С 1963 — в запасе.
В 1963 окончил курсы при Школе летчиков-испытателей.
В 1963-1965 — летчик-испытатель Тбилисского авиазавода, испытывал серийные МиГ-21У.
С марта 1965 — на лётно-испытательной работе в ОКБ А.И.Микояна.
Поднял в небо и провел испытания МиГ-23У («23-51») (5.09.1969), участвовал в испытаниях МиГ-21ПД, МиГ-21ПФ, МиГ-21Р, МиГ-25П, МиГ-25Р, МиГ-23. Первым сбил мишень Ту-16 ракетой Р-40 на МиГ-25П.
Установил 2 мировых авиационных рекорда (из них 1 рекорд — абсолютный — по замкнутому 500 километровому маршруту на МиГ-25 – 2981 км/ч). Считалось, что он лучше всех выполнял скоростные площадки (когда очень строго нужно выдерживать и скорость и направление полета) и “виражи-спирали”.
Случалось попадать Михаилу и в сложные положения — садиться с разрушенным колесом основной стойки на МиГ-23, а 18 августа 1965 г. он катапультировался из МиГ-21Р.
В том году 18 августа (День Авиации) пришлось на рабочий день, но праздник есть праздник, и, наверное, по этой причине руководитель полетов перепутал метки на экране радара, развернул Комарова в зону и стал давать ему уменьшающуюся дальность до аэродрома. Тот пытался объяснить, что его приборы показывают направление полета совсем в другую сторону, но получил указание не верить своим никудышным приборам и действовать, как ему велят.
Полет проходил за облаками. Хотя положение солнца говорило летчику, что он летит не туда, куда надо, но в ситуации, когда с земли безапелляционно утверждают, что все нормально, еще чуть-чуть — и можно будет снижаться для посадки, голова идет кругом и почти перестает соображать. Да и солнце могло быть в таком положении, если бы самолет Комарова оказался западнее аэродрома и летел на восток. Он и летел на восток, только восточнее аэродрома…
Когда руководитель полетов понял, что дал маху, исправить положение было уже поздно. Топливо у Комарова кончилось, двигатель остановился, и пришлось летчику браться за ручки катапульты…
Погиб 16 сентября 1970 года в испытательном полете на самолете МиГ-23.
Выполнялся облет МиГ-23 после смены двигателя, перед перегоном самолета в Ахтубинск. После разгона максимального числа М при подходе к рубежу выключения форсажа на команду РП о прекращении режима вялым, не своим голосом ответил: «Нормально …» — перестал управлять самолетом, как зафиксировала телеметрическая аппаратура. Самолет на полном форсаже со снижением разогнался до немыслимой скорости и разрушился.
Удалось установить, что кислородный кран был открыт, все агрегаты системы жизнеобеспечения исправны, в баллонах — кислород, а не азот, как предполагалось вначале, летчик был жив до разрушения самолета. Б.А.Орлов считал, что в полете у Комарова был «плавающий» отказ кислородной системы. По версии В.Меницкого, Комаров в полете потерял сознание, т.к. из кислородного баллона по ошибке не был откачан нейтральный газ.
Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Введенском кладбище.
Награжден медалями. Удостоен медали де Лаво (1967) — высшей авиационной награды в мире.

Источники информации:

Помогали:

  • Д.В.Верещиков

1 комментарий к “Комаров Михаил Михайлович”

Оставьте комментарий