Серов Пётр Александрович

1954-1982

П.А.Серов

П.А.Серов

Штурман-испытатель.
Родился 16 апреля 1954 года в городе Раменское Московской области. В 1971-1972 работал оператором КТС в ЛИИ.
В армии с 1972. Окончил Канскую школу младших авиационных специалистов. Служил в строевых частях ВВС стрелком-радистом. С 1974 — в запасе. В 1974-1980 работал в ЛИИ бортрадистом-испытателем. В 1980 окончил Московский авиационный институт и экстерном штурманское отделение Школы лётчиков-испытателей.
С октября 1980 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.
Провёл испытания бортового оборудования Ту-154. Участвовал в испытательных полётах на самолётах и вертолётах по тематике института.
Погиб 17 июня 1982 года при перелёте на Ту-134ЛЛ в Североморск.
Заслуженный штурман-испытатель СССР, Герой России Л.С.Попов видел в Серове своего Ученика, хотя, если говорить точнее, учился тот много и у многих, а рос необычайно стремительно как профессионал и как личность. Вспоминает Л.Попов:
Гвардейского калибра, со сросшимися на переносице бровями, с крупными влажными глазами над слегка закругленным персидским носом и яркими губами, Петя отличался удивительной скромностью. Только в присутствии своей жены Надюши он начинал светиться изнутри особым теплом, которое греет всех сразу и приводит к состоянию души, точно любуешься цветком, к тихой и светлой радости.
После срочной службы радистом в армии он начал работать в Институте бортрадистом-испытателем, поступил на вечернее отделение МАИ, а потом, сначала из любознательности, затем с пристальным интересом начал переходить от решения простейших штурманских задач к изучению серьезных основополагающих вопросов воздушной навигации.
К этому времени мы, выпускники штурманского отделения Школы летчиков-испытателей из ведущих инженеров, уже прочно стояли на ногах, много летали на самой разнообразной технике, углубляли свои связи с научными подразделениями Института и разработчиками авиационного оборудования, проводили отдельные циклы занятий в качестве преподавателей в альма-матер, нас привлекали для аттестации испытателей Министерства. Должно быть, пришло время и нам думать о своих учениках.
Добиться права на подготовку по индивидуальному плану штурмана-испытателя для Института помимо Школы было очень непросто, но вопрос разрешился в пользу Пети Серова.
Нескоро, но наступил для него год удачи, когда защищен диплом радиоинженера в МАИ, практически одновременно завершено теоретическое и летное обучение по программе подготовки штурмана-испытателя, сданы экзамены, теоретические и летные.
Все! Петр Александрович Серов, радиоинженер, бортрадист-испытатель, получил Свидетельство штурмана-испытателя и переведен на новую летную должность…
Мы готовились лететь на Северный полюс на Ил-62 для испытания глобальной системы сверхдальней навигации. Полюс – испытание редчайшее. От штурманов здесь зависит гораздо больше, чем в других полетах, в других широтах, в других районах с лучшим уровнем навигационного обеспечения. Я готовился очень тщательно, тем более, что на Полюсе с целью испытаний навигации мне бывать уже приходилось, и оттого прошлые недочеты надо было отработать особенно старательно.
Вдруг… вызов к начальству, разнос и… отстранение меня от полетов. Причина? – Задолженность летного подразделения в профсоюзных взносах, а я – председатель цехкома.
Опытные штурманы были в разлете, и пришлось «подставлять» Серова.
Все получилось, как надо.
Так пришел его Полюс, его главный смысловой экзамен, а с ним и его победа…
В последней своей работе Серову пришлось действовать в принципиально новом качестве, совсем не так, как предполагали мы при подготовке экспедиции.
Первый этап полетов в Заполярье показал, что точности навигационного оборудования, выбранного в качестве эталона, для проведения данных испытаний над Баренцевым морем, уже недостаточно. В принципе, результат получить было можно, но число реализаций надо было бы сделать таким большим, что окончание работы никак не вписывалось в конечные сроки.
Выход был найден прямо на месте, в Североморске, вдали от базы. Возникла идея: по данным от зенитного корабельного комплекса голосом управлять траекторией самолета, добиваясь более точного пролета рабочих участков летающей лаборатории. Корабельным зенитчикам подобную задачу решать не приходилось. Вот и выпало штурману-испытателю Петру Александровичу Серову взять на себя роль наземного штурмана наведения, используя оборудование, не приспособленное для этого. Тогда дело пошло намного быстрее…
…Я часто думаю, случилась бы эта трагедия с самолетом-лабораторией Ту-134 №400, если бы на месте штурмана в том полете находился Петя Серов. И это же был первый вопрос, заданный мне Ирейкиным, старшим штурманом-испытателем Института, сразу после разбора, на котором я докладывал о катастрофе в летной комнате собравшимся вокруг биллиардного стола испытателям. Я закончил свое сообщение словами, которые жгут меня до сих пор: «Никакой катастрофы могло и не быть, если бы хоть один в экипаже выполнял свои обязанности».
Нужды включать в транспортном полете эталонный навигационный комплекс не было, Петя Серов летел в салоне как пассажир, и сказанное к нему не относилось…»
Серов жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Источники информации:

  • Испытатели ЛИИ / В.П.Васин, А.А.Симонов, Жуковский. «Авиационный печатный двор», 2001 /
  • Страстная неделя / Леонид Попов, Изд. дом «Авиация и космонавтика». Агентство «Кречет». Москва, 1995 /

Помогали:

  • С.С.Еремин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *