Агурин Леонид Иванович

1923-1993

Л.И.Агурин
Л.И.Агурин

Заслуженный военный летчик СССР, летчик-испытатель, генерал-полковник авиации.
Родился 30 мая 1923 года в городе Москве. Окончил среднюю школу в 1940 году. С октября 1940 года — в армии. Окончил Бронниковскую военную авиационную школу пилотов в 1943 году.
Участник Великой Отечественной войны с 11 октября 1943 года. Командир экипажа Ил-4, командир звена 108-го АПДД 36-го БАД. Совершил 73 боевых вылета.
В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. Был заместителем командира полка, командиром авиационного полка Дальнего действия. Будучи командиром полка, одним из первых освоил посадку тяжелого бомбардировщика Ту-16 на ледовый аэродром в Северном Ледовитом океане.
С 1961 года — командир 79-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизией (аэродром Чаган в районе Семипалатинске Казахстанской ССР).
В 1964-66 годах на учебе в Военной академии Генерального штаба.
С 1968 года — командир 8 отдельного бомбардировочного авиационного корпуса (ОТБАК) ДА (штаб в г.Иркутск).
В 1975 г. на аэродроме Белая в результате самопроизвольного включения форсажа при газовке МиГ-23М представителем МАП, истребитель врезался в крыло стоящего перед ним Ту-16. Начавшийся пожар привел подрыву авиабомб. В результате происшествия на аэродроме огнем было уничтожено четыре бомбардировщика Ту-16 и два истребителя МиГ-23. Удивительно, но люди не пострадали. Серьезно был ранен летчик бомбардировщика, когда он бежал к своему самолету.
После разбора происшествия командир корпуса генерал-лейтенант Л.И.Агурин и командир полка подполковник Л.П.Казаков были сняты с занимаемых должностей.
С 1975 — начальник филиала ГК НИИ ВВС в Чкаловской.
С 1978 — начальник 8 ГНИКИ ВВС им.В.П.Чкалова. Руководил испытательной бригадой пилотов, проводивших госиспытания Ту-160. Технический руководитель испытаний ракетного комплекса «Рельеф» на базе ракеты «Гранат».
В середине 80-х годов объем работ в Институте значительно возрастает. Так в 1986 году выполнено 1320 НИР. Испытания проходят авиационные и наземные комплексы А-50, Т-10 (Су-27), 9-12 (МиГ-29), «Рельеф», Ту-160. Системы вооружения Х-59М, Х-58, Х-31, изд.«115» (Х-15), изд.«117», изд.«125» (Х-55СМ), изд.«254», изд.«255», изд.«170» (Р-77), изд.«470» (Р-27), изд.«520» и др. Бюджет института составил 135 млн. рублей.
Все это сказалось на решении о структурной реорганизации Института для более эффективного проведения испытательных работ. В 1986 году Управления были преобразованы в научно-испытательные управления ГКНИИ ВВС им. В.П.Чкалова.
С 1987 года в отставке.
Умер 17 марта 1993 года.
Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, двумя орденами Красного Знамени (20.09.1944), орденами Отечественной войны I степени (26.05.1945, 11.03.1985), орденом Красной Звезды, медалями.

Источники информации:

5 комментариев к “Агурин Леонид Иванович”

  1. Светлая память Леониду Ивановичу. Он был и остается достойнам Человеком, отцом семейства, пилотом и командиром. Мой папа (штурман Пироженко Петр Артемьевич)всегда рассказывал, что во время посадки Л.И.Агурин всегда сам сажал Ту-95 у нас в Чагане.
    Несколько раз, во время отдыха в Чемитоквадже, я с Л.И. рано утром плавал на лодке ловить ставриду на цветные крючки. А потом родители вместе коптили ее. Не забываемое было время.
    Всем пилотам высокого и чистого неба, а также удачи.
    Александр Пироженко

    Ответить
  2. В августе 1967 года,после окончания военного училища,Я представлялся в Благовещенске Леониду Ивановичу Агурину и был направлен в гарнизон «Украинка» (Серышево). В 1969 году меня перевели в гарнизон «Белая» откуда я убыл в Военную Академию в 1972 году. Агурин оставался ещё командиром 8 отдельного бомбардировочного авиационного корпуса (отбак) ДА. (Лично Я встречался с ним в ту пору 4 раза. Пишу для того,чтобы убрать эти вопросы в его биографии. Когда он закончил Академию Ген штаба должно быть известно. Когда заступил командиром 8 корпуса ДАтоже должно быть известно. Какие могут быть вопросы ? С Уважением Владимир Васильевич Соловьёв. (70 лет)

    Ответить
  3. Леонид Иванович руководил 8 ГНИКИ после Гайдаенко Ивана Дмитриевича. В это время одновременно создавались новые самолеты 4-го поколения Су-27 (Су-27УБ), Миг-29, Су-25, А-50 и модернизировались находящиеся в строю. Работа была очень напряженная. А еще подгонял всех Кутахов П.С., который каждый месяц приезжал в Ахтубинск с 4-мя министрами (МАП, МООП, МРП, МПСС), генеральными конструкторами самолетов и генералами. За один день принимались решения, а потом весь 8 ГНИКИ и промышленность трудились целый месяц не покладая рук. А через месяц все повторялось. Но поработали на славу. И Леонид Иванович огромный вклад внес. В перерыве между «заездами» министров он руководил всей работой. Каждую неделю в присутствии командиров частей ведущие по темам докладывали о ходе работ и совещались как решить возникающие проблемы.Всех ведущих инженеров он знал в лицо. Результат был налицо.Так непосредственно с ведущими инженерами никто после Леонида Ивановича не работал.
    А в воскресенье Леонид Иванович любил порыбачить, но браконьерством не занимался. На Волге в его честь назвали место «Агуринский ручей», где хорошо ловился судак.

    Ответить

Оставьте комментарий