1908-1938
Лётчик-испытатель, старший лейтенант.
Родился 11 августа (29 июля — ст.ст.) 1908 года в Киеве. В 1922 окончил 5 групп трудовой школы. Работал разметчиком на заводе «Большевик». В 1927 окончил школу ФЗУ металлистов при этом заводе.
В армии с 1927. В 1928 окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков (ВАШЛ). Служил в строевых частях ВВС (в Белорусском военном округе). В апреле-ноябре 1931 — лётчик-инструктор Оренбургской ВАШЛ.
С ноября 1931 — лётчик-испытатель НИИ ВВС.
С конца 1932 — лётчик-испытатель НИИ морской авиации (г.Севастополь). Участвовал в испытаниях самолётов МДР-4, АРК-3, МБР-5, МТБ-1 и других гидросамолётов.
25 апреля 1937 на самолёте АРК-3-1 конструкции И.В.Четверикова установил мировой авиационный рекорд высоты полёта с грузом 1000 кг — 9.190 м (в классе Cbis (гидросамолёты)).
Погиб 14 июля 1938 г. при выполнении испытательного полета на АРК-3-2.
Второй экземпляр АРК-3 строился как чисто военный вариант. На нем установили переднюю экранированную турель и улучшили гидродинамику корпуса. Хотя этот самолет и делался как военный, он был заранее «запродан» в Главсевморпуть под обозначением МП-2 (морской пассажирский-2). Летом 1938 года, во время сдаточных испытаний на борту этой машины нанесли даже регистрационные номера Главсевморпути — Н-229.
14 июля 1938 года, день в день с прошлогодней катастрофой АРК-3-1, произошло новое несчастье. Летчик Ершов с инженером 45-го завода П.П.Перминовым заканчивали сдаточные полеты. Около семи часов вечера при заходе на посадку, во время последнего разворота самолет начал на глазах у очевидцев все сильнее заваливаться в правый вираж- пока совсем не перевернулся. Как оказалось впоследствии, прядь троса, идущего к элерону, оборвалась, попала в направляющий ролик и зажала управление. Экипаж полный абсолютного доверия к машине, был не привязан, выпал из кресел, и поэтому восстановить нормальное положение самолета не сумел. После 3-4 витков штопора АРК-3 вошел в отвесное пикирование, во время которого оторвалась часть левой консоли. Так, не выходя из пикирования, самолет упал в заросших лесом горах восточнее Севастополя. Ершов, пытавшийся поначалу ухватиться за управление, единственный из экипажа в конце концов выпрыгнул с парашютом. Высоты 50 метров оказалось недостаточно.
Катастрофа вызвала определенный резонанс, а совпадение дат гибели обеих машин позволило в открытую говорить о причастности «врагов народа». Досталось и Четверикову. Директор завода Смирнов, не указывая на кого-либо лично, в своей объяснительной записке сообщал о «заведомо неправильном вредительском расположении реданов», и о том, что «имеем место с явным вражеским агентом».
Тем не менее МДР-6 (Че-2), созданный на основе опыта работ над АРК-3, в 1939 г. был запущен в серию.
А.В.Ершов жил в Севастополе. Похоронен в Севастополе, на Центральном (старом) кладбище.
Награждён орденом «Знак Почёта».
Источники информации:
- «Повесть о морском дальнем разведчике Че-2» / М.Маслов, Мир Авиации №1/1997 г. /
- «История конструкций самолетов в СССР. до 1938 г.» / В.Б.Шавров, 4-е изд., Машиностроение,1994 /
- Хронология И.И.Родионова / AirForce.Ru /
Помогали:
- С.С.Еремин
- А.А.Симонов