1890–1914
Летчик-испытатель.
Родился в 1890 году. Происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Один из пяти сыновей пензенского помещика, в имении которого под Сердобском в начале века всей семьей мастерили аппарат в виде птичьих крыльев. Все братья получили высшее образование, а Петр, будучи студентом Петербургского политехнического института, окончил в июне 1911 года авиационную школу Первого российского товарищества воздухоплавания (ПРТВ) «Гамаюн» (Гатчина). Диплом ВАК №22 вручён 28 июня 1911 года. Эта школа всего лишь за один сезон своей работы дала летную подготовку таким известным русским летчикам, как покоритель штопора К.К.Арцеулов, первая летчица Л.В.Зверева, А.А.Агафонов, Л.А.Голанчикова, В.В.Слюсаренко и др. В 1911 году Всероссийский аэроклуб выдал 65 пилотских дипломов, из них 18 получили выпускники школы «Гамаюн».
Еще до окончания школы Евсюков был замечен предприимчивым директором ПРТВ С.С.Щетининым и привлечен им к испытательной и инструкторской работе. Двадцатилетние инструкторы Агафонов, Евсюков и Слюсаренко были, пожалуй, самыми молодыми авиаторами России. С наступлением осени полеты в Петербурге прекратились, и молодые люди вместе со Зверевой отправились на юг России, где совершали публичные полеты на «Фармане» во многих городах. С марта следующего года возобновилась испытательная работа на заводе ПРТВ.
В 1912 году добровольно вступил в авиационный отряд С.С.Щетинина, который принял участие в Балканской войне 1912-1913 годов на стороне Болгарии. Как наиболее отличившегося, Евсюкова в 1914 году наградили болгарским орденом «За военные заслуги» с мечами. Положительный опыт применения самолетов в Балканской войне способствовал становлению русской военной авиации.
П.В.Евсюков летал на всех типах сухопутных и морских самолетов, выпускаемых заводом Щетинина. Он заслуженно считался мастером «фигурных полетов» — высшего пилотажа того времени.
Летом 1914 года его включили в состав готовящейся в Александровске-на-Мурмане (ныне город Полярный) экспедиции по поискам пропавших арктических экспедиций Брусилова и Русанова. Однако, с началом первой мировой войны летчика отозвали в Петроград и спасательная шхуна «Эклипс» покинула Екатерининскую гавань без него.
Погиб в петроградском Гребном порту 13 сентября 1914 года по новому стилю при испытании летающей лодки М-2 Д.П.Григоровича. При выполнении глубокого виража аппарат задел крылом за водную поверхность. Произошло это в 6 часов 10 минут вечера.
Похоронен в Петрограде на Смоленском кладбище.
В последний путь Петра Владимировича провожали родные, друзья – первая русская летчица Зверева и летчик Я.И.Седов, гатчинские летчики во главе с полковником Ульяниным, директор завода С.С.Щетинин и инженер Д.П.Григорович, руководители аэроклуба, весь состав сборочного цеха и испытательной станции. Погребение состоялось 15 сентября 1914 года.
Источники информации:
- На заре русской авиации и практической космонавтики / В.Лавренец, МБОФ «Победа – 1945 год». Издательство «Центр». Москва. 2003. /
Помогали:
- С.С.Еремин
Очень хорошая и содержательная публикация… Жаль, что маленькая!
Анатолий Григорьев, историк.