Муха Анатолий Иванович

1940-1976

А.И.Муха

А.И.Муха

Лётчик-испытатель 2-го класса (1973), лейтенант запаса.
Родился 4 июня 1940 года в городе Семикаракорск Ростовской области. С 1957 жил в городе Шахты Ростовской области. Работал стартёром авиаотряда. В 1958-1959 работал слесарем-сборщиком, токарем, грузчиком на заводе в Ростове-на-Дону.
В 1961 окончил Калужскую центральную вертолётно-планерную школу ДОСААФ. В 1961-1962 работал лётчиком-инструктором Ростовского аэроклуба. В 1962-1968 — пилот ГВФ. В 1967 окончил Ульяновскую школу высшей лётной подготовки ГВФ.
В 1968 окончил вертолётное отделение Школы лётчиков-испытателей.
С сентября 1968 — на лётно-испытательной работе в ЛИИ. Провёл ряд испытательных работ на Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ка-26 по тематике института.
Погиб 30 сентября 1976 года при выполнении испытательного полёта на Ка-26.
В 1976 году в ЛИИ проводились исследования «вихревого кольца» на вертолете Ка-26. «Вихревое кольцо» – это особая область режимов полета со срывным обтеканием несущего винта, которая выходит за рамки эксплуатационных ограничений. Из-за нестабильности процессов аэродинамические и прочностные расчеты для этой области режимов весьма приближенные, а пилотирование затруднено.
Программу летных испытаний составил ведущий инженер Борис Литвинов, ему же предстояло летать в экипаже. Методический совет назначил на эту работу в числе ответственных исполнителей летчика-испытателя Анатолия Ивановича Муху…
…По радио Муха передал: «Конец режима». И две из трех теодолитных станций прекратили наблюдение, а с третьей вдруг прозвучал женский голос: «Авария! Снимайте же!» На одной кинограмме, уже потом на земле, было видно, как лопасть ударила по стабилизатору, а потом лопасти верхнего и нижнего винтов схлестнулись. Это значит, они ударили друг по другу и превратились в обрубки. Теоретически – лететь невозможно, управляемость соосного винта нарушена полностью, но Толя сумел удержать вертолет в таком положении, чтобы выпрыгнул с парашютом ведущий инженер.
На кинограмме видно еще, как справа от вертолета резко отделилась точка (это была пятая секунда после удара лопасти о стабилизатор), миновала несущие винты и над ней взмыл купол парашюта. Вертикальная скорость снижения при этом у падающего вертолета была около сорока метров в секунду. На пятнадцатой секунде, когда вертикальная скорость достигла шестидесяти метров в секунду, слева от вертолета отделилась еще одна точка. И вертолет накрыл ее… своим винтом, потому что тело человека в свободном падении достигает скорости всего пятьдесят метров в секунду… И парашюта там не было…
О.Г.Кононенко убедил специалистов по данным контрольно-записывающей аппаратуры, что Муха все-таки управлял обреченным вертолетом, управлял. Парируя возникающие ежесекундно заваливания по крену, задирание носа вверх сразу после зарывания его вниз к земле. Это управление нисколько не походило на пилотирование в обычном смысле слова. Нелогичной совокупностью движений для любого полета исправной машины Анатолий Иванович боролся за жизнь товарища, постигнув интуицией или каким-то сверхчутьем, как надо лететь последние двадцать секунд жизни своей.
Три удара: по голове ниже затылка, по пояснице и по ногам. «Так всегда, если попадешь в винт»,- скажет потом В.И.Слабчук, Заслуженный летчик-испытатель СССР, повидавший на своем веку разного…
А.И.Муха жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище.

Источники информации:

Помогали:

  • С.С.Еремин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *