Петров Иван Федорович

1897-1994

И.Ф.Петров

И.Ф.Петров

Лётчик-испытатель 1 класса, генерал-лейтенант авиации (1941), кандидат технических наук (1940), доцент.
Родился в деревне Щипцово (17 км от Ярославля) 24 сентября 1897 г. После окончания трех классов церковноприходской школы (1908 г.) работал в Ярославле в переплетной мастерской, затем рабочим на частном свинцово-белильном заводе, потом удалось устроиться в речное пароходство (1911 г.). В навигацию плавал матросом от Рыбинска до Астрахани, зимой занимался ремонтом двигателей.
С 1916 — в армии. Участник Первой Мировой войны — матрос во Втором Балтийском Флотском Экипаже.
Принимает участие в штурме Зимнего дворца, а с 27 октября в составе 1 красногвардейского отряда под командованием Павла Дыбенко — в боях с казаками под Пулковым, Гатчиной, Александровским. 21 декабря 1917 окончил Машинную школу Балтийского флота в Кронштадте с дипломом авиамеханика N 1640. Работал авиамехаником и слесарем-сборщиком в Школе высшего пилотажа (Красное Село под Петроградом).
Участник Гражданской войны. Добровольцем идет на Двинский речной флот. Летом 1920 окончил Школу морских летчиков (Петроград-Самара). После освобождения Крыма, в ноябре 1920 г в должности морского летчика и помощника комиссара Севастопольского гидроотряда особого назначения, был направлен в Севастополь.
Затем переведен в Севастопольскую школу морских летчиков инструктором в группу первоначального обучения. Весной 1923 г. на маневрах ВМФ во время аварии гидросамолета Иван Федорович сильно обгорел. За четкие действия по спасению экипажа начальник Красного Воздушного Флота объявил ему благодарность и наградил денежной премией (60 р.).
По положению все инструкторы Школы морских летчиков должны были закончить школу высшего пилотажа. Поэтому в середине 1923 г. Иван Федорович проходит обучение в Качинской авиашколе на самолетах Авро, затем — в московской школе высшего пилотажа на истребителях Савойя, Спад, Валила. По окончании этой школы в октябре 1923 г. Петрову присваивается звание инструктора 1 класса, а в ноябре он становится старшим инструктором Севастопольской школы.
В 1925 поступает Военно-воздушную Академию им. Н.Е.Жуковского. Еще на 1 курсе он по собственной инициативе прошел медкомиссию, проверку навыков пилотирования и был включен в летную бригаду академии. В этой бригаде он выполнял отдельные задания и проводил тренировки со слушателями академии. На III курсе Петров с рядом однокурсников перешел в первый отряд НИИ ВВС РККА.
На последнем курсе Иван Федорович провел в НИИ ВВС свою первую научную работу, посвященную штопору самолета. Изучение проводилось на биплане Р-3, запись показаний приборов осуществлялась с помощью киноаппарата. Результаты вошли в диплом, кандидатскую диссертацию и в книгу «Штопор самолета», написанную совместно с А.И.Филиным (вышла в 1934 г). Вторая часть диплома — проект гидросамолета (морского разведчика), выполненный под руководством профессора С.Г.Козлова. Из 42-х выпускников академии 1929 г. 7 человек, в том числе и Петров, получили диплом с отличием.
С декабря 1929 работал в НИИ ВВС РККА инженером-летчиком отдела истребителей в отделении сухопутных самолетов.
Принимает участие в испытаниях И-5 (1930), АНТ-6 (ТБ-3), Г-37, ЦКБ-11 (ДИ-6), АНТ-25 (1934), БОК-1 (1935), Сталь-7 (1936), ДБ-2А, БИЧ-14 (ЦКБ-10) (1937), БОК-7 (1939). Поднял в небо БОК-5 (31.08.1937). Освоил 137 типов самолетов.
При испытаниях истребителя И-5, самолет прекрасно вел себя в воздухе, но на посадке, в конце пробега, перевернулся. Аварийная комиссия признала в этом вину летчика, Петров получил выговор по партийной линии «с занесением», а И-5 пошел в серию. В войсках происходит ряд аналогичных аварий, в которых обвиняют летный состав. Сложность ситуации была в том, что аварии происходили лишь при штилевой погоде, при наличии ветра устойчивость самолета на пробеге была достаточной. Командующий ВВС РККА Я.И.Алкснис решил проверить все сам: взлетел, приземлился и тоже скапотировал. Петров предложил конструктивную доработку, заказал в мастерских детали и переоборудовал один И-5, который полностью излечился от этого недуга. Затем последовала доработка всех выпущенных машин, снятие партвзыскания и награждение орденом «Красная Звезда».
С 1930 г. становится членом, а затем и председателем аварийных комиссий по расследованию летных происшествий.
В 1935 г. И.Ф.Петров вышел в правительство с предложением о создании в НИИ ВВС комплексных «сквозных бригад» в составе 5 человек: ведущие инженеры по самолету, мотору, оборудованию, вооружению и ведущий летчик — испытатель. Эта бригада вела самолет от разработки тактико-технических требований (ТТТ) и вплоть до обучения летного состава строевых частей. Нововведение себя хорошо показало, и с тех пор комплексные сквозные бригады ведущих специалистов стали вводиться и в других отраслях промышленности.
Июль 1931 г. — начальник истребительного отдела, июнь 1933 — зам.нач. сектора испытаний опытных сухопутных самолетов, январь 1935 — начальник 1 отдела (сухопутных самолетов), с ноября 1939 — помощник начальника НИИ ВВС.
В июне 1936 г. был направлен в загранкомандировку по научным и учебным центрам Франции, Англии, США.
В 1939-1940 гг. И.Ф.Петров, помимо работы в НИИ ВВС, являлся заместителем начальника 7-го Главного Управления Народного комиссариата авиационной промышленности. В марте 1940 г. в Германию была направлена авиационная группа во главе с А.С.Яковлевым. И.Ф.Петров, оформленный как инженер ЦАГИ, был заместителем главы делегации. Были осмотрены авиазаводы Хейнкеля, Юнкерса, Дорнье, Мессершмита, Фокке-Вульфа, 6 моторостроительных заводов и много заводов-смежников (всего 219). По результатам поездки Петров оценил возможности производства Германии в 70-80 боевых самолетов в день.
Указом Президиума СССР от 7.05.1940 г. о введении в Красной Армии звания генерала Петрову было присвоено звание генерал-майора.
Приказом НКАП от 10.06.1940 г. он был назначен начальником ЦАГИ.
После ареста А.И.Филина, с 31 мая по июнь 1941 г. — начальник НИИ ВВС и зам.нач. Главного управления НКАП.
После начала Великой Отечественной войны в июле был назначен заместителем командующего и членом Военного Совета ВВС КА. Формирует под Горьким из «безлошадных» летчиков новые авиачасти. При их комплектовании неожиданно возникла проблема грамотных авиаинженеров, поскольку в эксплуатационно-технических частях 90% составляли практики без специального образования. Петров выходит к Сталину с просьбой отозвать студентов 2-4 курсов технических вузов и их преподавателей со строительства оборонительных сооружений под Смоленском (там их трудилось около 1500), чтобы через 1,5-2 месяца из них можно было подготовить специалистов по новой авиатехнике.
В августе и ноябре-декабре 1941 г. Иван Федорович командовал оперативной авиагруппой Резерва Ставки Верховного Главнокомандования (Брянский, Калининский и Западный фронты), которая участвует в оборонительных сражениях осени и в зимнем контрнаступлении под Москвой.
С февраля 1942 — Главный инженер ВВС КА, Заместитель командующего ВВС.
27 апреля 1942 постановлением ГКО был вновь назначен начальником НИИ ВВС.
С июня 1942 г. — начальник НИИ ГВФ (Казань). Институт буквально пришлось собирать по частям: при эвакуации многие экспериментальные установки оказались испорчены, большая часть сотрудников института была на фронте и в летных подразделениях ГВФ.
С июля 1947 г. — начальник Летно-Исследовательского Института (ЛИИ). Первым самолет, доведенным при нем в ЛИИ, стал Ту-4, для испытаний которого была реконструирована ВПП. Большое напряжение сил и нервов не прошли бесследно, в 1950 г. он серьезно заболел и после длительного лечения был уволен в 1951 г. в отставку в звании генерал-лейтенанта.
В 1951 году обратился с докладом о сохранении физико-технического факультета МГУ лично к И.В.Сталину, который не только сохранил факультет, но и выделил его в отдельный институт. В 1952 году Ивана Федоровича назначают директором, а затем и ректором Московского Физико-технического Института (МФТИ). В 1962 году, после выхода на пенсию, И.Ф.Петров работал проректором по общим вопросам и старшим преподавателем. Во многом благодаря Ивану Федоровичу стало возможным создание факультета аэромеханики и летательной техники в Жуковском, открытого в 1965 году.
Умер 27 июля 1994 года. Похоронен на Быковском кладбище города Жуковский, Московской области.
Награждён 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. Почетный гражданин города Долгопрудного (13.10.1987).

Сочинения:

  • «Авиация и вся жизнь» / И.Ф.Петров, М.: Издательский отдел ЦАГИ, 1992 /

Источники информации:

  • Советская карьера (И.Ф.Петров 1897-1994 г.) / С.И.Иншаков, «Дуэль», N 20(42), 21(43), 22(44) 1997 /
  • Триста неизвестных / П.М.Стефановский, М., Воениздат, 1968. /
  • «Летчики, самолеты, испытания» / А.А.Щербаков, М., 1998 /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /
  • Творцы советской авиации связали свою жизнь с Жуковским / И.Емельянов,
    А.А.Симонов /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *