Шестаков Семен Александрович

1898-1943

С.А.Шестаков

С.А.Шестаков

Заслуженный лётчик СССР (1927), лётчик-испытатель 2-го класса, полковник.
Родился 21 февраля (8 — ст.ст.) 1898 года в с.Кицкань (ныне Слободзянского района Республики Молдовы) в многодетной семье фельдшера. В августе 1912 года поступил в Реальное училище А.Георги (ныне Республиканская русско-молдавская школа-гимназия №1 им. А.В.Суворова, г.Бендеры). В мае 1916 года переезжает к старшему брату Николаю в Севастополь где, наблюдая за полётами учащихся Качинской авиационной школы, загорается небом.
В августе 1917 – призван в армию, служил в саперном полку в Петрограде. Сблизившись с большевиками принимал участие в октябрьском перевороте 1917 года в Петрограде, устанавливал телефонную связь в Смольном.
23 февраля 1918 года вступает в ряды только что созданной Красной Армии и отправляется слесарем в воздухоплавательный парк Северного флота. С июля 1919 г. — помощник шофера в авиагруппе,
моторист 2-й авиабазы (позднее — 14-я авиапоезд-мастерская) на Южном фронте.
В 1920 году окончил Егорьевскую лётную школу и направлен лётчиком-инструктором тренировочной эскадрильи в Москву.
В 1922–1923 годах совершил более 100 боевых вылетов на фронтах Гражданской войны. Участвовал в борьбе с басмачеством в Средней Азии (в Узбекистане и Таджикистане). С 1926 года – военный лётчик Управления ВВС РККА, личный пилот начальника УВВС. Весной 1927 года был членом комиссии, принимавшей в Ленинграде бомбардировщики Юнкерс C-30 (Юг-1), изготовленные для ВВС РККА в Германии.
Участвовал в ряде дальних перелетов. С 20 августа по 1 сентября 1927 года лётчик С.А.Шестаков и механик Д.В.Фуфаев совершили перелет на АНТ-3 (Р-3) «Наш ответ» по маршруту Москва – Сарапул – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Верхнеудинск (ныне Улан-Удэ) – Чита – Нерчинск – Благовещенск – Спасск (ныне Спасск-Дальний) – Наньян – Окаяма – Токио и обратно (10–22 сентября), пролетев всего 21 700 км за 153 лётных часа.
В 1928 году Шестаков обратился к А.Н.Туполеву и П.И.Баранову (начальнику ВВС РККА) с предложением осуществить межконтинентальный полёт. Штурманом был приглашён ведущий специалист НИИ ВВС Б.В.Стерлигов. В экипаж привлекли «морского» лётчика, командира подразделения морской авиации Ф.Е.Болотова. 6 августа был первый неудачный старт полёта ТБ-1 (АНТ-4) «Страна Советов». В районе Читы остановились двигатели (из-за нехватки горючего) и при посадке в тайге самолет был разбит.
Экипаж возвратился в Москву и вылетел заново 23 августа на дублёре «Страна Советов-2». Командир корабля С.А.Шестаков, второй пилот Ф.Е.Болотов, штурман Б.В.Стерлигов и бортмеханик Д.В.Фуфаев пролетели по маршруту Москва – Челябинск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Благовещенск – Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Петропавловск-Камчатский – Атту – Уналакша – Сьюярд – Ситка – Ватерфолл – Сиэтл – Окленд – Сан-Франциско – Чикаго – Детройт – Нью-Йорк. Расстояние в 21 242 км было преодолено при крайне неблагоприятных погодных условиях (туманы на маршруте чередовались с бурями и штормами) за 141 ч. 53 мин. лётного времени. В Хабаровске была произведена смена колёсного шасси на поплавки, а в Сиэтле – смена поплавков на колёса. 8000 км над океаном были пройдены за 50 ч. 30 мин. Встреча в США 30 октября 1929 года была триумфальной.
Командовал эскадрильей бомбардировщиков ТБ-1 на Дальнем Востоке. В 1933 году эта часть была перевооружена на ТБ-3.
В 193? году окончил Академию им. Н.Е.Жуковского.
С мая 1937 года — летчик-испытатель авиазавода №214 (г.Москва).
С октября 1937 года — летчик-испытатель авиазавода №22 (г.Москва). 16 октября 1941 года поднял в небо бомбардировщик Пе-2М с двумя М-105ТК и с ведущим инженером А.А.Розенфельдом перегнали самолёт из Москвы в Казань.
С октября 1941 г. — летчик-испытатель военного представительства на авиазаводе №22 (г.Казань). Испытывал серийные самолеты Пе-2.
Участник Великой Отечественной войны. В феврале-марте 1942 года командует 22-м полком дальней бомбардировочной авиации, но полк расформировывают. В октябре 1942 года возглавил 146-й истребительный авиационный полк, который действовал в составе 3-й ударной армейской группировки на Юго-Западном фронте. Летом 1943 года принимал участие в боях на Орловско-Курской дуге. Вследствие больших потерь в полку лично вылетел на поддержку наземных войск.
Пропал без вести 1 августа 1943 в боевом вылете на Як-7Б.
Был сбит вместе с ведомым, лейтенантом Н.Можеевым, с перебитыми ногами попал в плен. Можеев бежал и 11 ноября 1943 г. прибыл в часть, а его командир умер в плену. Место захоронения неизвестно.
Жил в г.Москва.
Награждён орденом Боевого Красного Знамени (1927, за перелёт Москва – Токио – Москва), орденом Трудового Красного Знамени (1929, за перелёт Москва – Нью-Йорк), медалями.
Именем С.А.Шестакова названа одна из центральных улиц города Бендеры (1957), а на здании бывшего Реального училища установлена мемориальная доска.

Источники информации:

  • Впервые через три континента / Авиапанорама, 11.1999 /
  • Хронология И.И.Родионова / ВВС России /
  • Ракеты и люди. Фили — Подлипки — Тюратам. 2-е изд. книга 2 / Черток Б.Е.- М.: Машиностроение, 1999 /
  • Шестаков Семен Александрович / Бендеры /
  • «Завод №124. Завод №22. КАПО им. С.П.Горбунова. Летчики-испытатели. Штурманы-испытатели. Перегонщики. Катастрофы» / И.А.Валеев, Казань: ООО «Мастер-Граф», 2015 /

8 комментариев

  1. alymov:

    В источниках информации необходимо сослаться на работу В.Даниленко «Москва-Дальний восток-Нью-Йорк» опубликованом в девятом выпуске «Дальневосточные путешествия и приключения»,Хабаровское книжное издательство 1982 г. стр 77-108,где подробно раскрыта вся история подготовки и осуществления этого интереснейшего перелета,а также работы связанные с техническим сопровождением.

  2. Александр:

    А откуда взята из формация о месте рождения? Везде пишется, что-то родился в Бендерах, а Кицкань, или правильно по-русски Кицканы, это дальний пригород.
    А ещё интересно, кому-нибудь известен документ, которым Шестакову при сулили звание заслуженного летчика?

    1. Ирина Шестакова Ситникова:

      Я бы тоже хотела узнать эту информацию, знаю от бабушек что дед пропал безвести!

      1. Михаил:

        Добрый день, Ирина!
        Прошу Вас связаться со мной в удобное для Вас время.
        Смирнов Михаил Андреевич, директор НИИ истории перелетов,
        +7 495 722-4815 или +7 903 722-4815 dalperelet@mail.ru

  3. Ирина Шестакова Ситникова:

    Интересная информация, хотелось бы подробней ?!

    1. Биография на сайте составлена кем-то на основе написанной мною в 1998 году биографической справки на С.А.Шестакова. А я писал текст на основе его личного дела. К сожалению, при переписывании моего исходного текста допущены грубые искажения (и по дате рождения, и по обстоятельствам гибели)… Готов ответить на любые Ваши вопросы. Мой электронный адрес: simonov71@mail.ru

  4. Биография на сайте составлена кем-то на основе написанной мною в 1998 году биографической справки на С.А.Шестакова. А я писал текст на основе его личного дела. К сожалению, при переписывании моего исходного текста допущены грубые искажения (и по дате рождения, и по обстоятельствам гибели)… Готов ответить на любые Ваши вопросы. Мой электронный адрес: simonov71@mail.ru

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *