Ведмедер Андрей Емельянович

1903-1935

Летчик-испытатель, начальник Морского отделения эксплуатации, летных испытаний и доводок (МОЭЛИД) ЦАГИ в Севастополе.
Родился в октябре 1903 года в украинском городе Сумы в рабочей семье. Уже в 1914 пошел работать, сначала учеником, а потом слесарем по ремонту автомобильных двигателей.
Активный участник гражданской войны. Воевал против войск Юденича, Деникина и Врангеля, а также против Махно. Был дважды ранен.
После демобилизации в 1924 – на хозяйственной и административной работе: директор сахарного комбината, прокурор в Кривом Роге и Харькове. В 1929, после окончания краткосрочных курсов, в счет «парттысячи» поступает на авиационную специальность Харьковского технологического (затем политехнического) института. После разделения ХПИ в 1930 на пять институтов и образования авиационного (ХАИ) совмещал учебу с обязанностями секретаря партячейки и партколлектива, а когда был создан партийный комитет – секретаря парткома ХАИ. Учился отлично.
В конце ноября 1931 года  приказом начальника Всесоюзного авиационного объединения, которому тогда подчинялся ХАИ, новым директором института был назначен студент 3-го курса А.Е.Ведмедер. Энергия, горячий энтузиазм и яркие организаторские способности молодого, но уже опытного хозяйственника оказались весьма уместны на новом поприще. В это время разворачивалось бурное строительство учебных корпусов, столовой и общежитий, прогрессировал учебный процесс и научно-производственная деятельность института. Под руководством заведующего кафедрой конструкции самолетов И.Г.Немана студентами 4-го курса проектировался и далее был построен на авиазаводе семиместный пассажирский ХАИ-1, первый в Европе самолет с убирающимся шасси, показавший скорость свыше 320 км/час. Молодой инженер (впоследствии преподаватель) другой кафедры А.М.Люлька работал над проблемой создания воздушно-реактивного двигателя с центробежным компрессором. В дальнейшем он стал автором проекта первого отечественного двухконтурного ВРД, главным конструктором семейства выдающихся реактивных авиадвигателей.
Несмотря на успешное окончание 3-го курса, Андрей Емельянович все же понимал неестественность своего положения в институте и с отъездом на практику в Москву подал заявление об освобождении его от обязанностей директора. В мае 1933 началась трехмесячная преддипломная практика в ЦАГИ. По ее окончании А.Ведмедер (после беседы с А.Н.Туполевым) остался работать в ЦАГИ. Примитивную до этого гидробазу ЦАГИ в Севастополе преобразовали в МОЭЛИД ЦАГИ, а Ведмедера назначили его начальником. Уже через 2 года здесь появились ангар, причал, мастерские, бетонная площадка со слипом и механизмами для подъема гидросамолетов с воды на сушу и спуска их на воду. А сам начальник отделения обучился летному делу и стал принимать активное участие в летных испытаниях гидросамолетов.
Современники отмечали, что Андрея Емельяновича всегда выделяли такие черты, как целеустремленность, организаторский талант, продуманность принимаемых решений, деловитость, любезность, внимательное выслушивание всякого мнения.
А.Е.Ведмедер погиб 23 сентября 1935 года при заводских испытаниях в МОЭЛИД летающей лодки МТБ-1 (АНТ-27 бис).
15 апреля 1934 года во время заводских испытаний в МОЭЛИД морского дальнего разведчика МДР-4 (АНТ-27) из-за разрушения при разбеге самолета подкосов среднего двигателя М-34Р на глазах у А.Н.Туполева произошла катастрофа, при которой погиб экипаж с начальником морской бригады конструкторского отдела ЦАГИ И.И.Погосским.
На втором опытном экземпляре МДР-4 (АНТ-27 бис), построенном тоже на ЗОКе, установили более мощные и высотные двигатели М-34РН, увеличили взлетную массу и скорость полета, усилили торпедное вооружение, и теперь он получил новое название «Морской торпедоносец-бомбардировщик МТБ-1» (первый полет в Таганроге 29.10.34, Т.В.Рябенко).
В испытательном полете 23 сентября, уже из числа сдаточных, произошел срыв полотняной обшивки с одной из консолей крыла (в сравнении с первым экземпляром возросла подъемная сила, а крепление обшивки осталось без изменений), и экипаж совершил вынужденную посадку на воду. При пробеге из-за нарушения путевой устойчивости самолет налетел на скалу, разрушился и сгорел. Погибли летчики И.Ф.Якименко и А.Е.Ведмедер, механик московского моторостроительного завода № 24 им. М.В. Фрунзе М.Д.Смирнов. Тем не менее, морское ведомство продолжило приемку серии МТБ-1 (в 1936-1937 г.г. в Таганроге построено 15 самолетов, из них один потом в войсковой части тоже потерпел катастрофу из-за срыва обшивки крыла).
Останки погибших испытателей были доставлены в Москву. Доступ к ним был организован 30 сентября в клубе ЦАГИ, в тот же день состоялась кремация.
Урны с прахом А.Е.Ведмедера, И.Ф.Якименко и М.Д.Смирнова покоятся в нишах колумбария 1-го московского крематория.

Источники информации:

  • «Директор института – студент» / А.Кравец, Газета «Воздушный транспорт» № 26-1993 г. /
  • « История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.» / В.Б.Шавров, Москва. «Машиностроение», 1986 г. /
  • «А.Н. Туполев. Человек и его самолеты» / Пол Даффи, Андрей Кандалов, «Московский рабочий», 1999 /

Помогали:

  • В.П.Тарасенко

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *