Волковойнов Михаил Александрович

1894-1933

М.А.Волковойнов

М.А.Волковойнов

Заслуженный лётчик СССР (17.07.1925), летчик-испытатель (служебная категория К-10).
Родился 20 (6 — ст.ст.) августа 1894 года в городе Вольск ныне Саратовской области. В 1914 окончил реальную школу.
В армии с 1914 года, подпоручик. В 1916 году окончил Гатчинскую авиашколу.
Участник первой мировой войны: в 1916–1917 – командир 4-го армейского авиаотряда. Был контужен. В конце 1917 уехал к родным (по всей вероятности – в Поволжье).
В мае 1918, будучи в Сибири (по другим данным – в Поволжье), был мобилизован и насильно назначен командиром Чешского авиаотряда. В декабре 1919 в составе 10 военлётов своего отряда перелетел к «красным». В 1919–1921 участвовал в гражданской войне на стороне «красных» на должностях лётчика 17-го авиаотряда (декабрь 1919-декабрь 1920), лётчика 20-го авиаотряда (декабрь 1920-апрель 1921) на Западном фронте. В марте 1921 участвовал в подавлении Кронштадтского восстания.
До 1923 служил в строевых частях ВВС на должностях командира авиаотряда, помощника командира и начальника штаба разведывательной авиаэскадрильи.
С февраля 1923 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС (до 1926 – НОА). 14-20 августа 1924 года на самолёте Р-1 совершил перелёт Москва–Севастополь–Москва. 10 июня–3 июля 1925 года на самолёте Р-1 участвовал в групповом перелёте Москва–Пекин в качестве начальника лётной части. 30 августа–2 сентября 1925 года на самолёте Р-1 участвовал в перелёте Пекин–Токио. Из-за плохих метеоусловий совершил вынужденную посадку, не долетев до Токио.
В 1926 окончил Курсы усовершенствования начальствующего авиационного состава при Военной академии РККА (Военная академия имени М.В.Фрунзе).
C 1929 (?) — начальник Второго отдела (воздушных испытаний) НИИ ВВС. Провёл испытания самолётов Р-3 и Р-5 на штопор, участвовал в испытаниях ТБ-3, ТШ-1 (1931) и других самолётов.
С 193? – лётчик-испытатель ЦАГИ, заместитель начальника ОЭЛИД (Отдел эксплуатации, лётных испытаний и доводок) ЦАГИ.
Погиб 9 мая 1933 года при проведении испытаний самолёта Р-5 с поворотными стойками на штопор.
Проводились испытания противоштопорного устройства, предложенного А.В.Чесаловым (1898–1968) (впоследствии – начальник ЛИИ, профессор, доктор технических наук, генерал-майор-инженер). На передние межкрыльные стойки биплана Р-5 слева и справа устанавливались поворотные щитки-профили шириной 35-40 сантиметров. При вращении самолета в левом штопоре летчик мог отклонить против потока профиль-щиток правой стойки, создав воздушное торможение и способствуя этим выводу из штопора. При правом штопоре должен быть отклонен профиль-щиток на левой стойке крыла.
Самолёт взлетел с Ходынского аэродрома. В Р-5, кроме М.А.Волковойнова, находился инженер-экспериментатор А.В.Чесалов. После невыхода самолёта из штопора, по команде лётчика Чесалов выпрыгнул с парашютом. Перед самой землёй М.А.Волковойнов тоже покинул самолёт с парашютом, но высота была очень маленькой, и купол не успел наполниться. Катастрофа произошла в районе Хорошёвского Бора, в одном километре от села Хорошёво и в двух километрах от аэродрома авиазавода №22 (район Филёвского бульвара).
Жил в Москве. Был похоронен в колумбарии Донского кладбища (в настоящее время урна утрачена).
Награждён 2 орденами Красного Знамени.

Источники информации:

  • Биография, составленная А.А.Симоновым
  • «Лечу за мечтой» / И. Шелест. Москва. «Молодая Гвардия», 1989 /
  • «На земле и в небе» / М.М. Громов, «Печатный двор». Жуковский, 1999 /
  • «История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.» / В.Б.Шавров, 4-е изд., Машиностроение, 1994 /

Помогали:

  • С.С.Еремин

One comment

  1. Не утрачена урна.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *