Жиркович Георгий Владимирович

1894-1935

Г.В.Жиркович

Г.В.Жиркович

Лётчик-испытатель.
Родился 19 (7 — ст.ст.) февраля 1894 года в городе Смоленск. В 1911 окончил Варшавский кадетский корпус.
В армии с 1911. В 1914 окончил Константиновское артиллерийское училище, штабс-капитан.
Участник первой мировой войны: в 1914-1917 – артиллерист на Западном и Юго-Западном фронтах. С января 1917 летал на самолётах в качестве летнаба-корректировщика. Самостоятельно начал учиться летать. В 1917/8 окончил Севастопольскую (Качинскую) авиашколу. После занятия Крыма немцами в 1918 перешёл демаркационную линию у Орши. Работал в производственном отделе народного хозяйства Западной области в Смоленске.
В РККА с апреля 1919. В 1919-1920 – помощник командира батареи Смоленских артиллерийских курсов, в 1920-1921 – командир взвода и помощник командира батареи Сибирских артиллерийских курсов.
В 1921-1923 служил в строевых частях ВВС на должностях лётчика, начальника отряда и командира авиаэскадрильи.
В 1924-1925 – лётчик-инструктор Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1925-1926 – лётчик-инструктор Оренбургской ВАШЛ. В 1926-1928 – старший инструктор лётного отдела Военной школы спецслужб. С июня 1928 – в запасе.
В 1928-1930 – начальник и лётчик-инструктор 1-й лётной школы ГВФ. Одновременно участвовал в аэрофотосъёмке и рейсовых полётах на авиалиниях. В 1931 окончил курсы для гражданских пилотов при Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
С декабря 1930 – лётчик-испытатель авиазавода №89 (г.Москва). Испытывал пассажирские самолёты после ремонта. Поднял в небо (весна 1935) и провёл испытания ЗИГ-1.
Погиб 29 ноября 1935 года при выполнении испытательного полёта на самолёте ЗИГ-1 (ПС-89) (командир – Н.В.Аблязовский).
Жил в Москве. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Источники информации:

  • Биография, составленная А.А.Симоновым
  • История конструкций самолетов в СССР до 1938г. (В.Б.Шавров. Москва, «Машиностроение», 1986)
  • Самолетостроение в СССР 1917-1945 гг. (Изд. отдел ЦАГИ, 1992)
  • Через невидимые барьеры (М.Л.Галлай. Москва, «Молодая гвардия», 1960)
  • На земле и в небе (М.М. Громов. Жуковский, «Печатный двор». 1999)
  • Туполев (Л.Л.Кербер. Санкт-Петербург, «Политехника», 1999)
  • Семейная история, но не только / О.Куприн, «Гражданская авиация» №3 2005 /

Помогали:

  • С.С.Еремин

4 комментария

  1. Алексей:

    При разрушении самолёта ЗИГ-1 на испытаниях, самолёт какие-то мгновения ещё сохранял устойчивость полёта. Жиркович крикнул, чтобы остальные прыгали. Все выпрыгнули, кроме Георгия Жирковича. Но высота была маленькая, парашюты не успели раскрыться и они погибли.
    Георгий Жиркович до последнего держал штурвал самолёта. Когда его нашли, он за эти несколько секунд падения успел полностью поседеть. (Из рассказа, передающегося в моей семье)

    1. Максим:

      Мой отец был двоюродным племянником Жиркович Кирилл Борисовичу.Если не затруднит выйдите на связь. Мой e-mail: max020367@yandex.ru

  2. Алексею
    Если бы это было так, то на Новодевичьем кладбище был бы похоронен один Г.В.Жиркович. Но там похоронен ВЕСЬ экипаж…

  3. Владимир:

    В истории Оренбургской ВАШЛ написано: «Серпуховская школа воздушного боя перебазировалась в г.Оренбург с 20 июня по 16 октября 1927 года… Оренбуржцы восторженно приняли открытие летной школы, которое состоялось 7 ноября 1927 года.
    http://www.ovvakul.ru/istoriya_uchilis/
    ……………
    В биографии Жирковиач Георгия Владимировича записано: «В 1925-1926 – лётчик-инструктор Оренбургской ВАШЛ ..»
    Очевидно эту запись надо исправить на: [b]»Жиркович Георгий Владимирович в 1925-1926 – лётчик-инструктор Серпуховской школы воздушного боя» [/b]

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *