Степанчонок Василий Андреевич

1901-1943

В.А.Степанчонок

В.А.Степанчонок

Лётчик-испытатель, полковник.
Родился 4 апреля 1901 года. В августе 1915 года поступил в Хабаровское техническое железнодорожное училище. После его окончания с отличными оценками в апреле 1918 года он стал работать на КВЖД ремонтником пути. Летом 1919 года за участие в забастовке рабочих и служащих КВЖД во время наступления Колчака был уволен и арестован. Зимой того же года ему и его товарищам удалось бежать из заключения.
Участник Гражданской войны. Воевал в партизанском отряде, участвовал в боях за взятие г.Никольск-Уссурийск в январе 1920 года. Весной этого же года принял участие в бою с японцами у г.Спасск-Приморский на бронепоезде «Освободитель». После Гражданской войны снова вернулся на КВЖД.
В армии с 31 марта 1923 года. Окончил Егорьевскую военно-теоретическую школу лётчиков (1924), Борисоглебскую школу военных лётчиков (1925), военную школу воздушного боя (г.Серпухов, 1926). С 1926 года — лётчик-инструктор, командир звена Качинской школы военных лётчиков. С 1930 — командир звена Луганской школы военных лётчиков.
Построил и облетал авиетку С-1 (1928). 6 октября 1929 на Шестых Всесоюзных планерных состязаниях установил всесоюзный рекорд продолжительности полета 10 ч 22 мин. Положил начало внедрению высшего пилотажа в практику планёрных полётов; на 7-м Всесоюзном слёте 28 октября 1930 на планёре «Красная звезда» конструкции С.П.Королева впервые на безмоторном ЛА выполнил петлю Нестерова.
С 1931 года — на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Проводил заводские и государственные испытания истребителей И-5 (1932), десантного планера Г-63 (1932), И-15 (ЦКБ-3) (1933), И-16 (1934), ИП-1 (1935-36), ДИ-6 (ЦКБ-11) (1935), И-17бис (ЦКБ-19) (1936), Г-23 (1936), ДБ-3 (1939), И-26 (Як-1) (1940), И-301 (ЛаГГ-1) (1940), ДБ-3Ф (1940), УТИ-26 (Як-7) (1940), Пе-3 (1941). Участвовал в испытании «Звена-5» Вахмистрова — 23 марта 1935 впервые в мире на И-Z выполнил подцепку к ТБ-3 (АНТ-6). В ноябре 1935 на И-Z участвовал в испытаниях «Звена» («Авиаматка»), в 1937 на И-16 — «Звена-СПБ». Демонстрировал высший пилотаж на воздушных парадах, в 1936 возглавлял Красную пятерку.
С 29 сентября по 6 октября 1932 выполнил первый буксирный перелет на планере Г-9 за У-2, пилотируемым В.К.Грибовским. Пролетели 1700 км за 19 час летного времени по маршруту Тамбов-Воронеж-Ейск. 29 сентября 1932 воздушный поезд из У-2 и Г-9 направился из Тушино в Коктебель, Крым.
5 сентября 1933 на планерных состязаниях в Коктебеле установил рекорд высшего пилотажа на планере. За 3 ч 20 мин на Г-9 сделал 184 петли, 8 переворотов через крыло и 13 витков штопора. Проводил испытания на вывод из перевернутого штопора самолета И-5 (1935).
13 июля 1935 при отстреле пулеметов СБ-2РЦ на полигоне неожиданно упало давление в бензосистеме. Пилот В.А.Степанчонок совершил вынужденную посадку у деревни Горки в 2 км от аэродрома. Ни самолет, ни экипаж не пострадали.
В июне 1936 года был в загранкомандировке в Бельгии и Англии. Осенью этого же года вновь находился в Бельгии и Англии, где в Лондоне участвовал в демонстрационных полетах на аэродроме в Хендоне. В 1937-1938 годах находился в командировке во Франции и США.
10 февраля 1937 г., при возвращении с полигона в Щёлково на И-17бис, ЦКБ-19, третий опытный экземпляр, оснащённый двигателем М-100А №601 неожиданно остановился мотор. Пилотировавший самолёт Степанчонок совершил вынужденную посадку на околице деревни Едино.
Участник советско-финской войны.
Летчик-испытатель военного представительства на авиазаводах № 81, 85, 39.
Погиб 5 апреля 1943 г. в испытательном полёте на И-185.
Это был 3 полет Степанчонка на И-185 конструкции Н.Н.Поликарпова. Заходя на посадку на Центральном аэродроме он, то ли из-за ошибки в расчете, то ли по другой причине, решил уйти на второй круг. В это время мотор забарахлил… По словам летчика П.Е.Логинова, имелась полная возможность совершить посадку в пределах аэродрома, но Степанченок продолжил набор высоты… Над заводом № 51 он выполнил второй разворот, над заводом № 1 — третий, и тут М-71 полностью отказал… Василий Андреевич накренил самолет вправо, затем влево, решая, куда сесть. Высота была мала, и он начал планировать между двумя параллельно расположенными корпусами, но впереди, перпендикулярно курсу, находился сборочный цех. Высоты «перепрыгнуть» его не хватало, и Степанченок направил самолет в окно… Крылья были срезаны, смягчая удар, но фюзеляж врезался в стапель… Один человек погиб, шестеро было ранено. Летчик скончался через час.
В акте по данной катастрофе виновниками были названы агрегатный завод (под седлом клапана карбюратора нашли медную контровочную проволоку, из-за чего мотор работал с перебоями, а потом отказал) и сам Степанченок.
Награжден орденами Красного Знамени (07.04.1940), Отечественной войны 2-й степени (22.02.1943), 2 орденами Красной Звезды (17.08.1933, 17.07.1934), медалями.

Источники информации:

  • «Самолеты страны Советов» / «Multimedia service», 1998, CD-ROM /
  • «История конструкций самолетов в СССР (1938-1950)» / В.Б.Шавров, 1988 /
  • И-180, И-185 — последние истребители Поликарпова / Ю.Гугля /
  • «Авиация: Энциклопедия» / М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 /
  • Легенда нашего неба. Василий Андреевич Степанченок / Г.А.Амирьянц /

One comment

  1. С 1 марта 1925 г. в соответствии с Приказом РВС СССР № 214, авиашкола в Серпухове называлась «Военная школа воздушного боя». Ни «Серпуховской» ни «высшей», ни «стрельбы и бомбометания» она уже не была.
    Неверно написаны названия и других авиационных школ.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *