1913 — 1956
Лётчик-испытатель 1-го класса (1955), подполковник (1952)
Родился 7 июля (24 июня — ст.ст.) 1913 года в городе Армянск ныне Красноперекопского района (Крым). С 1921 жил в городе Кропоткин Краснодарского края. В 1929 окончил железнодорожную 9-летнюю школу. Занимался авиамоделизмом. В 1930-1932 работал электротехником железнодорожной станции Кропоткин. В 1937 окончил Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта.
Занимался планерным спортом в Ростовском аэроклубе. В 1937 на базе аэроклуба построил планер собственной конструкции ГТ-1 «Л.Каганович». На XII Всесоюзных планерных соревнованиях (1937 год) его планер занял второе место. В 1937 окончил лётную школу Ростовского аэроклуба.
В армии с декабря 1937. В 1939 окончил Луганскую ВАШЛ. В 1939-1942 – лётчик-инструктор Таганрогской ВАШЛ (с октября 1941 ВАШЛ в эвакуации в Омске). В 1943 окончил Военно-воздушную академию (Монино).
С июля 1943 по 1953 – на лётно-испытательной работе в НИИ ВВС. Провёл государственные испытания Су-12 (1948), ряд испытательных работ на самолётах Ил-2, Ил-10, Су-6, Як-12, Як-15, Як-18, вертолётах Г-3, Ми-4. С 1953 по 1955 – в Лётной инспекции НИИ ВВС.
С февраля 1955 – лётчик-испытатель ОКБ А.С.Яковлева. Испытывал Як-24К, Як-25 и др. Всего освоил 100 типов ЛА. 17 декабря 1955 года установил мировой рекорд на вертолете Як-24, достигнув высоты 5082 м с 2 т груза на борту (всего установил 2 мировых рекорда).
Погиб 4 декабря 1956 года при выполнении испытательного полёта на Як-27.
В конце 1957 г. все три истребительные фирмы вывели на летные испытания самолеты, которые должны иметь двойную скорость звука. Полеты шли очень интенсивно и в атмосфере соревнования.
В этот день Г.А.Тинякову предстоял полет с целью установить на Як-27В (27РС) мировой рекорд высоты с включением ЖРД-ускорителя. До этого летчик выполнил 33 полета, из них три с ЖРД.
Погода была малопригодной для полетов опытных самолетов. К тому же всю ночь бушевала метель, слегка притихшая к утру. На бетонированной взлетно-посадочной полосе ЛИИ, длиной в несколько километров — метровые снежные барханы. День короткий, а расчистить успели метров шестьсот-семьсот, не более. Но Тиняков получает настойчивые указания — взлетать!
Як-27В имел серьезный дефект управляемости — продольную неустойчивость на взлетной скорости. Но Тиняков надеялся не допустить на взлете резкого увеличения угла атаки.
— Подорвем пораньше и ускорители помогут, — сказал он ведущему инженеру Заморе. Но сомнения не покидают Георгия, а тут еще гермошлем запотел. Техник и инженер помогают протереть запотевший гермошлем.
Вырулил, получил по радио не очень уверенно сказанное «разрешение на взлет» от руководителя полетов.
Разбег. Но теперь уже ясно, что для него не хватит расчищенного участка взлетной полосы. Движением ручки «на себя» «подорвал» самолет. Но скорость значительно меньше расчетной скорости отрыва. Включил ускорители.
Стоявшие у старта инженеры и техники ЛИСа увидели, как с резким гулом ускорителей самолет задрал нос и без выдерживания полез вверх, все время увеличивая угол тангажа. На высоте около 15 м летчик включил форсаж, но набрав лишь 50 метров «Як» сорвался в штопор и при ударе о землю взорвался. Рвануло так, что за сотни метров в строениях вылетели стекла. Наиболее вероятной причиной катастрофы считался отрыв от ВПП на меньшей скорости, чем положено.
Жил на станции Чкаловская (в черте города Щёлково), затем – в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Введенском кладбище.
Награждён 4 орденами Красной Звезды (18.08.1945, 05.02.1947, 30.04.1954, 04.06.1955), медалями.
Сочинение: Пилотирование вертолёта (вышла отдельным изданием после его гибели).
Источники информации:
- Биография, составленная А.А.Симоновым
- «Тайны авиакатастроф». / А.А.Щербаков, Авиация и космонавтика №7/1998 /
- «Военные испытатели вертолетов» / А.М.Загордан, МФПА Москва 1996 /
- «Документы свидетельствуют. О сверхзвуковых самолетах Як-26, Як-27, Як-28» / Н. Якубович, Крылья Родины № 8/1998 /
Помогали:
- В.П.Тарасенко